Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Существуют разные точки зрения на происхождение данного культа. Часть исследователей связывает его с культом предков. Н.Н. Харузин полагал, что вера в сейд как жилище духа умершего происходит от его первоначального назначения в качестве могильного памятника.[37] В сказках Кольского Севера появление сейдов объясняют обычно внезапным превращением людей в камни, то есть им приписывается человеческое происхождение. По мнению Ю.Б. Симченко, это свидетельствует о связи жертвенных мест с представлениями о культе земли-матери.[38] Большинство исследователей все же рассматривают сейды как духов-хозяев определенной территории , от которых зависела удача в промыслах. Сакральные свойства приписывали саамы оленьим рогам: отсюда обычай забрасывать рога на крыши домов, прибивать их к фасаду жилища; поклонялись озерам, к которым приносили жертвенные рога оленей, украшенные нитками бисера и кусочками цветного сукна. У некоторых бабинских[39] стариков были завернутые в тряпки божки вроде кукол, с которыми они никогда не расставались.[40] Более высокая форма первобытных верований — анимизм (вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы) — также характерна для религиозных представлений саамов. Древние лопари поклонялись небесным светилам (солнцу, луне), обожествляли различные явления природы. Существовала вера в божества — покровителей промыслов, среди которых особым уважением пользовались хозяйка оленьих стад Луот-хозик, охранительница оленей Разиайке и другие.[47] Считалось, что духи живут в озерах, реках, охраняя рыбные места. Кроме зооморфных и аморфных духов, среди саамов была распространена вера в существование различных антропоморфных демонов, ведущих невидимую жизнь и относительно нейтральных, то есть редко оказывающих влияние на жизнь человека. Это три типа демонов: чаклинги, чанги и куштнатэмолмынч. Чаклинги — голые человечки маленького роста, живущие в трещинах скал и в кочках. Куштнатэмолмынч — особый невидимый мир, пасущий свои стада вокруг саамов. [37] См.: Харузин Н.Н. Указ. соч. С. 183. [38] См.: Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976. С. 255. [39] Бабинский — от Бабино (саам. Ахкель-сийт), населенный пункт, погост. Располагался взападной части озера Бабинской Имандры, на берегу губы Уполокши. [40] См.: Волков Н.Н. Российские саамы... С. 73, 77. [41] См.: Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 257.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz