Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Особое значение у саамов имел фетишизм — почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами. Предметы могли мыслиться каксамостоятельное существо, как постоянная или временная обитель божества. Наиболее древними фетишами являются природные объекты — необычной формы скалы, камни, деревья./32/ Вслед за природными фетишами появились рукотворные — идолы, статуи, амулеты, обереги , талисманы. Материалом для них служили непривычной формы ветви, камни, когти животных и т.п. Наиболее распространенными оберегами являлись рога диких оленей и щучьи зубы. Н.Н. Волков вспоминал, что щучьи зубы привешивали к косякам окон или дверей, объясняя, что они предохраняют от сглаза и помогают рыболовству. Роль оберега выполняли и когти медведей, которые мужчины носили на поясах, и лосиные зубы, привязанные к колыбели младенца. Амулетом являлся «камень счастья», или «живой камень», представлявший собой окаменевший плоский орех величиной не более медного пятака. «Будучи опущен в стакан с водой, он не тонет, разбухает, впитывает в себя воду, и это дало повод считать его “ живым” . Находка такого камня, как считали саамы, приносит счастье»../33/ Все эти фетиши предназначались для охраны человека от злых духов. Однако были и духи, благотворно влияющие на жизнь человека, — это духи умерших предков, которые якобы сохраняют родственные чувства кживущим потомкам. Древние лопари поклонялись сейдам — священным камням, в которых, по их понятиям, обитал дух этого камня, предок и даже родоначальникжителей какого-нибудь населенного пункта./34/ Сейдам приносили в жертву оленей, их «кормили», то есть смазывали кровью забитых животных, рыбьим жиром, оставляли около них пищу./35/ По мнению Н.Н. Волкова, первоначально сейды были родовыми фетишами. По мере дробления родовых угодий сейды превращались в семейные фетиши. Сейд требовал определенных правил поведения вблизи него: тишины, безусловного воздержания от ругани и даже шуток, любил подарки, пищу, которую ели и саамы. За внимание к себе сейд загонял рыбу в сети, помогал на охоте и при выпасе оленей. За невнимание мог жестоко наказать: лишить промыслов, наслать болезнь и даже смерть./3б/ В сказках Кольского полуострова к сейдам обращались за помощью при нападении врагов. Культ сейдов был общим для всей Лапландии, его отмечали в XVII—XX веках у саамов зарубежья и в ХІХ-ХХ веках у лопарей России. [32] См.: Лобазова О.Ф. Указ. соч. С. 88. [33] Волков Н.Н. Российские саамы... С. 77. [34] См.: Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке... С. 133. [35] См.: Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 37. [36] См.: Волков Н.Н. Российские саамы... С. 73. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz