Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Верования (нематериальные и материальные объекты духовной культуры) Для самобытной религии саамов характерны три ее признака: магия, фетишизм, анимизм, то есть основные для любой религии элементы. Ученые отмечают, что до принятия христианства саамы были язычниками и поклонялись различным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Для дохристианских религиозных верований саамов характерен тотемизм — одна из древнейших форм религии. «Тотемизм — вера в таинственную родственную связь между группой людей и определенным видом растений, животных или явлений природы».[24] Допускалась кровная связь с диким северным оленем, которого саамы почитали как своего прародителя-Мяндаша, медведем-оборотнем Таллой, Таллушкой, волком, собакой, другими животными.[25] Так, свое происхождение они вели от Мяндаш-девы, женщины-оленя, у которой родился теля-сын. Он превратился в молодого оленя — Мяндаш-парня.[2б] В рамках тотемизма возникла система запретов — табу. К табу относились следующие запреты. Табу Мяндаша — «нельзя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить» — было связано с правилами охоты на диких оленей: подмоченные детской мочой шкуры оленей приобретают запах, чуждый дикарям, значит, охотник может себя обнаружить.[27] Охотникам на дикого оленя и вообще мужчинам не следовало говорить и даже думать в ночное время о Мяндаше — покровителе лопарей.[28] Существовал запрет бить спящего оленя.[29] В стаде диких оленей нельзя убивать вожака, а только одну важенку на прокорм семье. Нельзя было смотреть в глаза Мяндашу: за это карала судьба.[30] Члены тотемной группы стремились придать себе облик, схожий с тотемом. Так, на древнем тайном празднике «Имание оленей» праздничному одеянию придавался вид, напоминающий образ оленя.[31] [24] Лобазова О.Ф. Религиоведение: учебник / Под общ. ред. проф. В.И. Жукова. 3-е изд. М., 2005. С. 83. [25] См.: Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов... С. 239. [26] См.: Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. М., 1965. С. 59. [27] См.: Там же. С. 134. [28] См.: Там же. С. 79. [29] См.: Там же. С. 135. [30] См.: Там же. С. 75. [31] См.: Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов... С. 405.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz