Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

В XVII веке бывало, что гроб или сани с телом покойного со всех сторон заваливали стволами деревьев, чтобы дольше сохранить труп от разложения и затруднить к нему доступ диким животным.[17] Родственницы обычно носили траурную одежду — черный сарафан и черную косынку: девушки — до шести недель, замужние — до года. В течение шести недель девушки не участвовали в играх и не ходили на вечеринки. Мужчины траура не носили.[18] Под влиянием христианства появляется обряд отпевания в церкви. Отпевание бывало при похоронахлишь в тех редких случаях, когда смерть происходила вблизи церкви или если священник был в погосте в момент смерти. Обыкновенно же делалось таким образом: при приезде священника в погост просили его проехать на могилу, где он и служил панихиду, отпевал покойника, или после похорон отправлялись к священнику с узелком земли, взятой из могилы, и просили его совершить отпевание заочно.[19] Умерших поминают в течение года после смерти на девятый день, двадцатый, сороковой, в полгода и в годовщину. По истечении года после смерти поминают раз в год. На поминальные дни могут не готовить стол, а просто вспоминать умерших.[20] На могилах ставят кресты, причем на кресте вырезают клеймо умершего либо делают карандашом надпись, обозначая имя и фамилию умершего. Так как грамотных лопарей не было, то крест возили к священнику и просили его написать то, что обычно на кресте пишут.[21] Хоронили умершего обычно на третий день после смерти; если ждали родственников из дальнего погоста, похороны откпадывали.[22] Если кто умирал во время перекочевок, то его хоронили там, где застала смерть. Рыли яму и укладывали туда покойного, в землю могли воткнуть крест, сделанный из подручных материалов, или веткудерева . Но место захоронения родственника запоминали навсегда, и все родственники это место знали.[23] [17] См.: Шеффер И. Лапландия. М., 2008. С. 341. [18] См.: Харузин Н.Н. Русские лопари (Очерки прошлаго и современного быта). М., 1890. С. 325. [19] См.: Там же. [20] Полевые материалы автора. Информант — Александра Андреевна Антонова. [21] См.: Харузин Н.Н. Указ. соч. С. 325. [22] См.: Лукьянченко Т.В. Семья и обряды жизненного цикла / / Прибалтийско-финские народы России. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 2003. С. 117. [23] Полевые материалы автора. Информант — Александра Андреевна Антонова. 10 У***»***»***»***»'*'»***у”у T '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz