Максимов, С. В. Год на Севере С. Максимова. В 2 т. Т. 1. Белое море и его прибрежья / С. Максимов. – Санкт-Петербург : Издание книгопродавца Д. Е. Кожанчикова, 1859. – 638, IV с.
— 5*26 — часто видятся шхуны и шлюпы. Шкуны строятся по морами Кемскаго и Корельскаго береговъ и упот ребляются исключительно для торговли съ Норке- пей; некоторыя и рЪдюя возятъ изъ Архангельска богомольцевъ въ Соловецкий монастырь. Шлюпы попадаются въ редкомъ, числе и выходятъ опять- таки изъ Кеми и опятъ-таки употребляются для торговыхъ плаваний въ Архангельскъ и Норвегию. Для техъ же торговыхъ целей на взморье Двины ходятъ лихтеры— палубныя, нлоскодоиныя (по при чине замечательная мелководья бара) суда съ тре мя мачтами. Они подвозятъ достальной грузъ изъ Архангельска на куиечес^е корабли, но редко пускаются въ самое море. Кроме-того, существо вали въ Двине гальясы , но теперь объ нихъ и са мый слухъ пропалъ. Обращаясь снова къ собственно беломорскимъ судамъ, которыя и строятся въ Поморье, и при надлежать номорамъ, мы все-таки должны повто рить то, что крайняя, выходящая изъ размеровъ (обусловленныхъ наукою корабельной архитекту ры) плоскодонность судовъ поморскихъ зависитъ не столько отъ мелководья поморскихъ рекъ, сколько отъ какой-то упорно-закоренелой привязанности къ старине, привязанности, которая только и можетъ уничтожится разумнымъ примеромъ, если не част ной компанш, даже и примеромъ Соловецкаго мо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz