Максимов, С. В. Год на Севере С. Максимова. В 2 т. Т. 1. Белое море и его прибрежья / С. Максимов. – Санкт-Петербург : Издание книгопродавца Д. Е. Кожанчикова, 1859. – 638, IV с.

(за 5) делаются, по большей части, по заказу (редко на волю), и потому называются на месте отделки городскими. Они, какъ и все крупныя беломорсмя суда, строятся изъ сосны казенныхъ лЬсовъ, вырубленпыхъ по билетамъ, и и м ё ю т ъ вну- тренную обшивку, называемую телгасъ, но безъ палубы. Они поднимаютъ отъ 600 до 1,000 пудовъ грузу, состоящего нзъ камня, извести и лесу, адре- сованныхъ въ Архангельскъ. Для отливашя воды на судахъ этихъ становится помпа ; таже помпа идетъ и на лодью, и на раныпину. На шнякЪ и на карбасахъ подужемскихъ для той же цели употре- блаютъ ковшъ водоотливной, называемый плица. На шнякахъ, какъ сказано, унотребляютъ прямой иа- русъ ; теже прямые паруса держатся еще и при карбасахъ, но только уже исключительно на Тер- скомъ берегу, где существование ихъ объясняютъ большею легкостью обращешя, чемъ съ косыми пару­ сами. Зато на всехъ остальных!, берегахъ Бела­ го моря косые паруса заменили безобразные, опа­ сные и тяжелые прямые паруса. Прямой парусь шняки всегда съ подзоромъ двумя веревочками вни­ зу и въ середннЬ паруса. Эти веревочки привязы­ ваются къ мачте н тогда ветеръ держится въ па­ русе и легче и больше. Р ифы карбасныхъ парусовъ на языке промышлеииковъ превратились въ реФы (подрони парусь — возьми въ реФ ы — общее вы раж е- — 521 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz