Максимов, С. В. Год на Севере С. Максимова. В 2 т. Т. 1. Белое море и его прибрежья / С. Максимов. – Санкт-Петербург : Издание книгопродавца Д. Е. Кожанчикова, 1859. – 638, IV с.

— 519 — менее *Д длины); въ воде сидятъ на Футъ. На к ар- басахъ этихъ обыкновенно отъ 4 до 10 одноруч- ныхъ веселъ и два шпринтовные паруса; ншангоутъ карбасный зовется опругой. На веслахъ карбасы легки на ходу и, лавируя весьма не дурно, въ то­ же время, заметно валки ; пустозерсше карбасы, съ прямою кормою, пускаются въ море съ грузомъ, котораго поднимаютъ они до 200 пудовъ. Тотъ же карбасъ, только несколько пошире и покороче опи- санныхъ, употребляется для промысла тюленей на льду и, въ такомъ-случае, принимаетъ новое иаз- BaHie весновалънаго 1. Этотъ родъ карбасовъ, какъ уже сказано, приспособляется къ тому, чтобы быть удобно влачимымъ по льду, а для этого вдоль киля приделываются два полоза, называемые кренъ- ями. Такъ делается на Терскомъ берегу ; на Ме­ зени же пришивается одинъ крепь и по обеимъ сторонамъ его, на четверть одинъ отъ другаго, по четыре бруска. Впрочемъ, мезенцы Зимняго и Ме- зенскаго берега весновальные карбасы заменяютъ особаго устройства лодками-осмнкалш. Лодки эти 1 Соловещпй монастырь строитъ такъ-называемые тороспыв карбасы — неболышя лодьи, на которыхъ возятъ почту изъ Кеми къ Соловкамъ. Суда эти названы торосвьши потому, что они легкостью своей приспособлены къ вытаскиванию на ледяные тороса. Теперь они становится заметною редкостно, по прп- чинЬ той опасности, которая сопровошдаетъ всякую перевозку почты зимою по бродячимъ льдамъ между монастыремъ и Кемью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz