Максимов, С. В. Год на Севере С. Максимова. В 2 т. Т. 1. Белое море и его прибрежья / С. Максимов. – Санкт-Петербург : Издание книгопродавца Д. Е. Кожанчикова, 1859. – 638, IV с.

— 518 — пуекную же) мачту, не накладывают!, палубы, но надъ серединою судна дГ.лаютъ выпуклую крышу. Шняки эти, болышя только бортами и, стало-быть, способны» поднимать более значительный грузъ, на­ зываются раныиинами но той причине, что они привозятъ первые—ранте промысла въ Архангельскъ (следушде привозятъ иа лодьяхъ). Ранынины эти по большей части, строятся въ техъ же деревняхъ и противъ техъ л;е оконъ, а не иа элингахъ, какъ лодьи, какъ шняки и какъ все друпя беломорск'ш суда. Некоторое сходство въ оснастке и въ назна- чеши съ тою же раньшиною составляетъ кочмаръ— палубное же судно, несколько, впрочемъ, большее, съ двумя же неопускными мачтами и употребляемое также для перевозки рыбы, назначенной въ прода- жу. Однако, судно это сделалось теперь замечатель­ ною редкостью, вытесненное изъ употреблешя, ве­ роятно, шкунами. Прежде строились они въ Ко- лежме, Шуе, Шижне и Суроке — деревняхъ по- морскаго берега. Тамъ нее, откуда выходятъ въ Поморье лучипе лодейные мастера, т.-е. въ кемской деревушке По- дужемье, строятся и самыя употребительныя, са- мыя важныя для ближнихъ прибрежныхъ плаванШ мелшя беломорсюя суда — карбасы. Шьются они точно такимъ же образомъ, какъ шняки, но меньше последнихъ (длиною 18 — 25 Футовъ и шириною

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz