Максимов, С. В. Год на Севере С. Максимова. В 2 т. Т. 1. Белое море и его прибрежья / С. Максимов. – Санкт-Петербург : Издание книгопродавца Д. Е. Кожанчикова, 1859. – 638, IV с.
— 518 — пуекную же) мачту, не накладывают!, палубы, но надъ серединою судна дГ.лаютъ выпуклую крышу. Шняки эти, болышя только бортами и, стало-быть, способны» поднимать более значительный грузъ, на зываются раныиинами но той причине, что они привозятъ первые—ранте промысла въ Архангельскъ (следушде привозятъ иа лодьяхъ). Ранынины эти по большей части, строятся въ техъ же деревняхъ и противъ техъ л;е оконъ, а не иа элингахъ, какъ лодьи, какъ шняки и какъ все друпя беломорск'ш суда. Некоторое сходство въ оснастке и въ назна- чеши съ тою же раньшиною составляетъ кочмаръ— палубное же судно, несколько, впрочемъ, большее, съ двумя же неопускными мачтами и употребляемое также для перевозки рыбы, назначенной въ прода- жу. Однако, судно это сделалось теперь замечатель ною редкостью, вытесненное изъ употреблешя, ве роятно, шкунами. Прежде строились они въ Ко- лежме, Шуе, Шижне и Суроке — деревняхъ по- морскаго берега. Тамъ нее, откуда выходятъ въ Поморье лучипе лодейные мастера, т.-е. въ кемской деревушке По- дужемье, строятся и самыя употребительныя, са- мыя важныя для ближнихъ прибрежныхъ плаванШ мелшя беломорсюя суда — карбасы. Шьются они точно такимъ же образомъ, какъ шняки, но меньше последнихъ (длиною 18 — 25 Футовъ и шириною
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz