Максимов, С. В. Год на Севере С. Максимова. В 2 т. Т. 1. Белое море и его прибрежья / С. Максимов. – Санкт-Петербург : Издание книгопродавца Д. Е. Кожанчикова, 1859. – 638, IV с.
— 511 — ной, если ей суждено ходить только въ А рхан гельска Судно это имЪетъ длины 40 — 80 Футовъ, ширины 12 — 25 ф ., въ грузу способно сидеть отъ 6- до 9 Футовъ и грузу этого способно поднять, смотря по величине и размЪрамъ, отъ 5 до 12,000 пудовъ. Правда, что большая часть настоящихъ до- дей не беретъ уже свыше 3,000 пудовъ, но все- таки строятся еще лодьн и болыпихъ размеровъ. Судно это все изъ сосповаго лгЬса, креплено же- лезомъ (единственный суда съ такимъ креплешемъ); обшивныя доски его креплены въ малыхъ лодьяхъ въ наборе, въ болыппхъ — въ гладь деревянными гвоздями и сшиты мягкими древесными корнями — вичью. Перекладины или брусья (бимсъ), на кото рые настилается палуба, называются перешва ; под кладки изъ тонкнхъ досокъ, которыми выстилаютъ внутри низъ судна, чтобы не подмокъ грузъ, зо вутся подтоваръсмъ. Лодейныя мачты однодеревныя, бушпритъ KopoTKifl ; на ф о к ъ и гротъ - мачтахъ по прямому парусу съ реею ; на бизань-мачте — косой парусъ съ гикомъ и гафелем ь ; прямые па руса держатся па ветре во всю свою ширину для одинаковыхъ размеровъ паруса вверху и внизу рас поркою, называемою обыкновенно чеплиной. Сверхъ того, при лодье также употребляется ботъ, называ емый павозкомъ, и, наконецъ, повсюдная и неизмен ная бочка для пресной воды, называемая подвозокъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz