Козмин, К. В. Лапландия и лапландцы : (из жизни Архангельского Севера) / Кир Козмин. – Архангельск : Губернская типография, 1915. – 13 с.
и норвежек лапландцы держась многочисленную прислугу, которая состоите, по большей части, изъ людей недостаточныхъ. Лопарь, владеющш четырьмя или пятью стами оленей, считается человйкомъ достаточными»; при двухъ стахъ небольшое, но расчетливое семейство можетъ жить безбедно, но при меньшемъ числе жизнь ста новится тягостною. Владеющш не более какъ пятьюдесятью головами присоединяете стадо свое къ другому, большему, за дто обязывается без- прекословно исполнять волю владельца онаго и при наступлеши удоб- наго времени отправляться съ нимъ на промыслы: По существующему обыкновешю, бедные люди оставляютъ свои пожитки у пр1ятелей. Въ каждую кережу впрягается по одному оленю; въ нее садится одинъ человекъ; иногда перевозится въ кережахъ и кладь, пудовъ до восьми въ каждой. Обозъ, состоящш изъ несколькихъ кережъ, называ юсь райдою, при которомъ всегда находится провожатый (райдникъ). При спускё поезда съ крутыхъ горъ оленя прикреиляютъ за шею къ корме кережи и такимъ способомъ соединяютъ несколько оленей. Чтобы кережа шла быстрее, киль ея обливаютъ водою и заморажива ют^ чемъ заменяются железные полозья. Во время нередко встречаю щихся мятелей вся райда останавливается. Для почетныхъ проезжаю- щихъ устраиваются особенный кережи, которыя обиваютъ внутри оленьими котами шерстью наружу. Средняя скорость йзды составляетъ отъ восьми до десяти верстъ въ часъ, что должно отнести къ неудоб ству кережъ и упряжи. Самоеды ездятъ несравненно скорее, потому что саии ихъ имеютъ лучшее устройство. Северный олень никогда не утопаетъ въ снегу, какъ бы рыхлъ последтй ни былъ. Упряжь состо ите изъ длиннаго широкаго ремня, прикрепляемаго къ ошейнику (ке- косу), надеваемому на шею оленя и заменяющему хомутъ. Ремень этотъ пропускаютъ между ногъ животнаго, а съ боку привязывается другой ремень, употребляемый вместо возжей. Упряжь и экипажи шведскихъ и нораежскихъ лопарей сходетлуютъ съ нашими кережами, но они называюсь ихъ пулками, которые бываютъ длиною футовъ семь, шириною дюймовъ шестнадцать, а глубиною около восьми дюймовъ. Бока загнуты кверху, дно основано также на киле, передняя часть пулка обивается оленьей кожей. Ъзда въ нулкахъ производится съ та кою же ^скоростью, какъ и въ кережахъ. Человеку, не привыкшему къ подобной езде, довольно трудно сохранить равновеЫе, потому что пулокъ почти детаетъ по воздуху; новичковъ, чтобы они не выпали, привязы ваюсь довольно крепко ремнями. Случается, что при спуске съ горы подобный экипажъ бежитъ скорее оленя, который, запутавшись въ своей упряжи, сваливается съ ногъ, въ такомъ случае и олень и хозяинъ катятся другъ чрезъ друга до самой подошвы, но при этомъ вреда большого не причиняется. 1Пведск1е и норвежсюе лопари при отправлеши на промыслы, забираютъ съ собою все свои пожитки и товары, оленьи рога, мед вежьи, лисьи, россомашьи и куньи шкуры, пухъ и перья, и это все промениваюсь на сермяжное сукно, муку, порохъ, табакъ и вино. Ло пари до того пристрастны къ вину, что готовы отдать за него все свои товары. Зато при переселеши въ зимтя свои кочевья принуждены бываютъ для удовлетворетя другихъ потребностей распродавать сво ихъ оленей за безценокъ. Олени дичаютъ въ летнее время. Причиною тому бываете сле пень (eoestuns tarande), водящшея тысячами въ тундре и лесахъ. Это насекомое не только жалить оленей, но и кладете яйца въ ихъ кожу,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz