Козмин, К. В. Лапландия и лапландцы : (из жизни Архангельского Севера) / Кир Козмин. – Архангельск : Губернская типография, 1915. – 13 с.

и норвежек лапландцы держась многочисленную прислугу, которая состоите, по большей части, изъ людей недостаточныхъ. Лопарь, владеющш четырьмя или пятью стами оленей, считается человйкомъ достаточными»; при двухъ стахъ небольшое, но расчетливое семейство можетъ жить безбедно, но при меньшемъ числе жизнь ста­ новится тягостною. Владеющш не более какъ пятьюдесятью головами присоединяете стадо свое къ другому, большему, за дто обязывается без- прекословно исполнять волю владельца онаго и при наступлеши удоб- наго времени отправляться съ нимъ на промыслы: По существующему обыкновешю, бедные люди оставляютъ свои пожитки у пр1ятелей. Въ каждую кережу впрягается по одному оленю; въ нее садится одинъ человекъ; иногда перевозится въ кережахъ и кладь, пудовъ до восьми въ каждой. Обозъ, состоящш изъ несколькихъ кережъ, называ­ юсь райдою, при которомъ всегда находится провожатый (райдникъ). При спускё поезда съ крутыхъ горъ оленя прикреиляютъ за шею къ корме кережи и такимъ способомъ соединяютъ несколько оленей. Чтобы кережа шла быстрее, киль ея обливаютъ водою и заморажива­ ют^ чемъ заменяются железные полозья. Во время нередко встречаю­ щихся мятелей вся райда останавливается. Для почетныхъ проезжаю- щихъ устраиваются особенный кережи, которыя обиваютъ внутри оленьими котами шерстью наружу. Средняя скорость йзды составляетъ отъ восьми до десяти верстъ въ часъ, что должно отнести къ неудоб­ ству кережъ и упряжи. Самоеды ездятъ несравненно скорее, потому что саии ихъ имеютъ лучшее устройство. Северный олень никогда не утопаетъ въ снегу, какъ бы рыхлъ последтй ни былъ. Упряжь состо­ ите изъ длиннаго широкаго ремня, прикрепляемаго къ ошейнику (ке- косу), надеваемому на шею оленя и заменяющему хомутъ. Ремень этотъ пропускаютъ между ногъ животнаго, а съ боку привязывается другой ремень, употребляемый вместо возжей. Упряжь и экипажи шведскихъ и нораежскихъ лопарей сходетлуютъ съ нашими кережами, но они называюсь ихъ пулками, которые бываютъ длиною футовъ семь, шириною дюймовъ шестнадцать, а глубиною около восьми дюймовъ. Бока загнуты кверху, дно основано также на киле, передняя часть пулка обивается оленьей кожей. Ъзда въ нулкахъ производится съ та­ кою же ^скоростью, какъ и въ кережахъ. Человеку, не привыкшему къ подобной езде, довольно трудно сохранить равновеЫе, потому что пулокъ почти детаетъ по воздуху; новичковъ, чтобы они не выпали, привязы­ ваюсь довольно крепко ремнями. Случается, что при спуске съ горы подобный экипажъ бежитъ скорее оленя, который, запутавшись въ своей упряжи, сваливается съ ногъ, въ такомъ случае и олень и хозяинъ катятся другъ чрезъ друга до самой подошвы, но при этомъ вреда большого не причиняется. 1Пведск1е и норвежсюе лопари при отправлеши на промыслы, забираютъ съ собою все свои пожитки и товары, оленьи рога, мед­ вежьи, лисьи, россомашьи и куньи шкуры, пухъ и перья, и это все промениваюсь на сермяжное сукно, муку, порохъ, табакъ и вино. Ло­ пари до того пристрастны къ вину, что готовы отдать за него все свои товары. Зато при переселеши въ зимтя свои кочевья принуждены бываютъ для удовлетворетя другихъ потребностей распродавать сво­ ихъ оленей за безценокъ. Олени дичаютъ въ летнее время. Причиною тому бываете сле­ пень (eoestuns tarande), водящшея тысячами въ тундре и лесахъ. Это насекомое не только жалить оленей, но и кладете яйца въ ихъ кожу,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz