Козмин, К. В. Лапландия и лапландцы : (из жизни Архангельского Севера) / Кир Козмин. – Архангельск : Губернская типография, 1915. – 13 с.

ну. Къ предметамъ сбыта принадлежать:, семга, сухая треска, пушные товары и разныя изд'1шя изъ дерева. Ловля семги неводами и закола­ ми на Мурманскомъ берегу и при устьяхъ р&къ можетъ быть отнесе­ на но ценности этой рыбы къ числу важн^йщихъ иромышленныхъ занятШ. Цереселеше лапландцевъ въ летшя жилища' съ женами и детьми начинается съ конца апреля или съ начала мая. Бъ свободное отъ. нромысловъ время они занимаются выделкою, кережъ, потому что зи­ мою неудобно загибать дерево, а также и разной деревянной посуды. Съ 1 сентября или после первой пороши начинается откочеваше отъ морского берега къ озерамъ, лежащимъ верстахъ въ сорока и более; иередъ иаступлешемъ же зимы удаляются верстъ отъ 70 до 150. Вся зима проводится въ промыслахъ за птицами и разными пушными зверями. Горные лопари спискиваютъ пропиташе олеиеводствомъ; заклей- мивъ своихъ оленей, они отпускаюсь ихъ на острова или въ тундры, где на приволье они дичаютъ и не узнаюсь своего хозяина. После иерваго снега хозяева отправляются для отыскашя оленей по .слйдамъ васме.ста ихъ пастбищъ и ловясь этихъ животныхъ посредствомъ ти- въ тана (арканъ). Кережи и прочая утварь на лето прячутся въ вежи, запираемыя деревянными задвижками. Честность составляетъ отличи­ тельную черту лопарей, и воровства между ними никогда небываетъ. Просвещение русскихъ лопарей хрис/панствоыъ начато преподоб- нымъ Трифономъ Печенгскнмъ, уроженцемъ г. Торжка. Въ настоящее время во всехъ лопарскихъ погостахъ устроены часовни. У терскихъ лопарей, кочующихъ но реке Пурпасу, въ 660 вер­ стахъ ось Колы, все требы; исполняются духовенством?» села Поной или Кольскимъ, которое дважды въ годъ посещаюсь лопарсще погосты: зимою—около Рождества, а летомъ—въ исходе шня. Брачные обряды совершаются сл'Ьдующимъ образомъ: выборъ не­ весты всегда делается родителями, которые платясь тестю условленный калымъ или олёнями или временною службою. Брачное торжество всег­ да празднуется у -тестя, после котораго молодые проживаюсь у него целый годъ, а потомъ, получивъ награждеше, отправляются въ свою вежу. Ни одинъ мужчина не можетъ вступить въ бракъ,пока не убьетъ дикаго оленя. Неплод1е почитается порокомъ. - Покойниковъ, по большей части, погребаюсь безъ гробовъ, что однако жъ зависитъ отъ качества почвы. На гранитной—трупъ обклады­ вается каменьями, и разложеше его предоставляется действш возду­ ха; исходящш смрадъ разносится на значительномъ пространстве; при другихъ услов1яхъ выкапываютъ могилу, насыпаюсь подъ нею бугоръ, а вместо памятника опрокидывается кережа полозьями вверхъ. Въ мо­ гилу кладется любимая пища покойнаго, топоръ, огниво, весло и друпя принадлежности. 'Ьздить на олене покойнаго никто не имеетъ права. Изъ погостовъ достойны примечания: С е м и о с тр о в с кш , Сонгельскш, Пазрецкш, Нявдемскш, ПеченгскШ, Нотозерскш, Мотовскш, Воронеж­ ский,1охангскШ,БабенскШ, Кильдинскш, Масельскш, Ловозерскш и друпе. BoracMiuie изъ русскихъ лопарей содержать не боле э 800 оленей, между сЬмъ какъ шведсше и норвежсше имеютъ ихъ отъ 2000 до 3000 головъ. Северный олень, столь необходимое животное, служить имъ для езды, доставляете здоровое мясо и теплую одежду. Шведше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz