Корольков, Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление / Н. Ф. Корольков. - Санкт-Петербург : Типо-литография Евг. Тиле преемн., 1908. - 162, VI с. ил., 2 л. портр., карт. - (Из жизни на дальнем Русском Севере).
рода шубу (печек) брюки и башмаки (каньги) с острыми загнутыми к верху носками, из оленьих шкур, ме хом наружу. Ле том вязаный колпак с кисточкой, шерстяную синюю рубаху, кожаные брюки и каньги. Зимою и ле том они опоясываются кожаным ремнем, на котором висит длинный н о ж . Впрочем русские лопари оде ваются характерно и оставляют свой костюм только ле том. Женщины носят род сарафанов и своеобразный головной убор из красной матери , обшитый позументом и натянутый на деревянную колодку, идущую завитком от затылка на лоб. Свои запасы и домашний скарб лопари хранят в досчатых амбарах, поставленных ради охраны от грызунов и россомах на корне вых лапах или высоко на сосне , ствол которой старательно очищается от коры и сучьев. До принятия христианства лопари, по выражению Соловецкой рукописи «Сад спасения», были «яко зве ри диви , живущие в пустынях непроходимых, в разсе линах каменных, не имущи ни храма, ни иного потребнаго к жительству челове ческому, но только животными питахуся, — зве рьми, птицами и морскими рыбами, одежда же кожа оленей бяша. Отнюдь Бога истиннаго, единаго и от него послан наго Иисуса Христа не знали, ни разуме ти хотяху, но имже кто когда чрево насытит, того они и бога сопоставляше, и аще иногда камнем зве ря убиет — камень почитает, и аще палицею поразит ловимое— палицу боготворит». В уме лопаря, по мне нию нове йших изсле дователей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz