Конюшанец А.И. Святая обитель на вершине России: к 470-летию Трифонов Печенгского монастыря (1533-2003).
завестись. Такой подход к делу не перестаёт удивлять приезжающих сюда паломников. Тем не менее, нынешняя жизнь Печенгской братии протекает в чрезвычайно суровых усло виях. И если в других, обустроенных, монасты рях монах-подвижник для духовного роста вно сит в свою жизнь некоторые дополнительные аскетические подвиги, то здесь, в Печенге, речь идёт, скорее, об элементарном выживании. Ведь, к примеру, зимой, когда столбик термометра переваливает за отметку минус сорок градусов, в храме во время службы бывает холодно до такой степени, что трудно даже сосредоточиться на молитве и вино для Причастия порой замерзает в Чаше. Но тот, кто проходит через такие испы тания, становится закалённым на всю жизнь. Глядя на такие непомерные условия жизни Пе ченгской братии, невольно вспоминаются слова летописца: «Многие монастыри поставлены бо гатством князей и бояр, но не могут они срав ниться с теми, что созданы слезами и молитвой, постом и бдением...» Вдохновляет Печенгских иноков незримое присутствие преподобного Трифона, пример его равноапостольных трудов, благодаря которым стояли на северных рубежах России знаки при сутствия национального и православного духа. И враги наши, не раз имевшие некие притязания на эту территорию, спотыкались не о камни, не о колючую проволоку. Им всегда препятствовал зримый символ государственности российской — православный храм, святая обитель. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz