Конюшанец А.И. Святая обитель на вершине России: к 470-летию Трифонов Печенгского монастыря (1533-2003).

аппаратами и продовольствием. Не отобранным осталось только то, что монахам удалось утаить, спрятать. Упакована была также и церковная утварь, но перед самым вывозом через границу всё это пришлось вернуть назад. Одна из парижских газет того времени опуб­ ликовала телеграмму о том, как проходила лик­ видация Трифонов Печенгского монастыря: «Копенгаген, 5 декабря. Из Киркенеса (северная граница Норвегии) телеграфируют: Сюда при­ была группа монахов Печенгского монастыря, бежавшая в Норвегию из-за преследования большевиков. Монахи, большинство из коих уже перешло 40-летний возраст, передают, что большевики мобилизуют все мужское население края, принуждая его записываться в Красную Армию. Отказывающихся расстреливают. Пе- ченгский монастырь сделался местом кровавой драмы. Монахи-беженцы обратились к норвеж­ скому правительству с просьбой разрешить им проследовать вовнутрь страны». Тем не менее, жизнь обители продолжалась, хотя и в составе другого государства. Финны прибыли в Печен 1 у 14 февраля 1921 го­ да. Это привнесло очередные изменения в жизнь Трифонов Печенгской обители. С одной стороны, прерывалась связь с родным Отече­ ством. А с другой — присоединение к Фин­ ляндии позволило монастырю продолжать свою деятельность, тогда как в Советской Рос­ сии монастыри закрывались. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz