Конюшанец А.И. Святая обитель на вершине России: к 470-летию Трифонов Печенгского монастыря (1533-2003).
и палтус — на потребление обитателям монас тыря. Некоторые породы рыб, такие, как камба ла, палтус, сельдь, монастырь скупал у лопарей, продавая затем в Архангельске и Норвегии. Для ведения промысла монастырь нанимал колонистов, заключая с ними договора, в кото рых обговаривались условия найма. При этом часть денег выплачивалась в виде задатка сразу при заключении договора, а остальные деньги выдавались во время промысла «по мере надоб ности». Чтобы поддержать некоторых колонис тов, особенно из бедных, монастырь заключал договора ещё осенью или зимой с выдачей за датка. И лопари и колонисты видели в монастыре своего заступника и покровителя, который не редко выступал в роли посредника между ними и государством, рассматривая жалобы и проше ния, ходатайствуя перед высшей властью о ре шении насущных вопросов. В рыболовном хозяйстве обители имелись лодки, карбасы, различные сети, которые ре монтировались в сетной мастерской. На мо настырской пристани в Трифоновом ручье дей ствовал грузовой кран. А рядом с пристанью находилась гостиница для посетителей обители. Кроме того, в монастыре имелся кирпичный завод, различные мастерские, пять промышлен ных печей для обжига извести, кирпича, гончар ной посуды, для курения смолы и изготовления угля. В 1907 году на реке Княжухе, где в дни 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz