Конюшанец А.И. Святая обитель на вершине России: к 470-летию Трифонов Печенгского монастыря (1533-2003).

факторов дальнейшего возрождения былого ве­ личия и значения Трифонов Печенгского мона­ стыря. Указом от 12 марта 1886 года Священный Синод определил, что Печенгская обитель при­ писывается к Соловецкому ставропигиальному монастырю первого класса. Поначалу число братии Трифонов Печенгско­ го монастыря было невелико. По сохранившим­ ся сведениям, в 1892 году в обители проживали три иеромонаха, два иеродиакона, около десяти рясофорных монахов и послушников, приехав­ ших с Соловков. Оттуда же переходили и бого­ мольцы с желанием потрудиться год-другой. Но позже, в летние месяцы, Печенгу стали посещать паломники из разных, иногда даже очень отдалённых, уголков России. Многие из них оставались поработать для монастыря. Число таких доброхотов постепенно росло. Пожив год-два, некоторые уже не могли без пустыни и оставались в обители навсегда, принимая монашество. Таким образом, число постоянных насельников доходило в отдель­ ные годы до 213 человек, в том числе мона­ хов — до сорока. Однако статус монастыря изменился только в августе 1917 года. Усилия, которые прикладывал отец Ионафан, чтобы добиться самостоятельно­ сти и независимости Печенгского монастыря от Соловецкой обители, принесли свои плоды. Монастырь причислили к разряду ставропиги- 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz