Иванов-Дятлов, Ф. Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове : (11 янв. - 11 мая 1927 г.) / Ф. Г. Иванов-Дятлов ; под ред. Д. А. Золотарева ; Гос. рус. геогр. о-во, Карел.-Мурм. комис. - Ленинград : Издание Государственного русского географического общества, 1928. - 128 с. : ил.

фасон тобурок. На месте каблуков и подошв у износившихся каньг пришивают один—два небольших куска толстой кожи, которые по мере изнашивания заменяются новыми. Новые каньги каблуков не имеют. Праздничная обувь у мужчин и у женщин русского покроя. Парни носят ботинки, женщины открытые туфли и ботинки. Рус­ ские сапоги встречаются редко, их заменяют каньги. Праздничная обувь всегда привозная, а зимняя меховая и остальная рабочая— местная. Мягкая подошва, своеобразный покрой и отсутствие погони за модой избавляет лопарей от мозолей и других деформаций ноги, происходящих от тесной обуви. Починка и шитье новой обуви лежит исключительно на женщинах, на их же обязанности лежит и про­ сушка сырой обуви, которая на утро, хорошо вымятая, прямо в руки передается старшим членам семьи. Для хранения обуви особых мест не существует: кожаная обычно валяется под кроватью или где-нибудь в углу, меховая же подвеши­ вается на гвозди и время от времени так же, как и платье, выносится для проветривания на улицу. Кстати надо сказать, что обуваются лопари всегда с правой ноги. Запасы обуви зависят от состояния. Богатые имеют две—три пары пим, а бедные ограничиваются одной. В таком же количестве распределяются запасы сезонной и праздничной обуви. Головные уборы « к а пп ё ры» , наблюдаемые у стариков и детей восточных погостов, напоминают еще о былом. Эти шапки теплы и своеобразно красивы. Расшитые бисером и отороченные лисьим ме­ хом, они издалека отличают лопаря от других жителей севера. Мо­ лодежь сменила старый красивый к а п п ё р на зырянскую ушанку или самую обыкновенную русскую меховую шапку, а летом на кепи и картуз. Девицы, хотя по старине и имеют бисером сшитые головные уборы «перевязки», но предпочитают их держать в сундуках; носят же самый обыкновенный ситцевый или шерстяной платок, обычно ярких цветов. Замужние женщины в праздничный день носят « ш а мш у р у » , туго одеваемую на голову. Видимо, тугое стягивание кожных покро­ вов головы играет значительную роль в распространении головных болей, так часто наблюдающихся среди женщин. Поверх шамшуры повязывается платок. В дорогу женщины, если они едут в «печке», одевают на голову суконные с мехом внутри шапки, придающие отчасти городской нарядный вид. В малице шапку как мужчинам, так и женщинам заменяет капюшон.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz