Харузина, В. Н. Оцзи и Олесь : рассказ из жизни лопарей / В. Н. Харузина. – Москва : Типография Общества распространения полезных книг, арендуемая В. И. Вороновым, 1903. – 47 с. : ил. – (Школьная библиотека).
1 — Ill — Въ начале зимы, когда снегъ уже покроетъ землю, лопари при помощи собакъ разыскиваютъ свонхъ оленей и снова возвращаются въ свои погосты. Зима — лучшее время для лопарей. Они ездятъ другъ къ другу въ гости, справ.тяютъ свадьбы и часто, собравшись вместе, разсказываютъ другъ другу сказки и бывальщины. Они любятъ также сочинять песни, въ которыхъ обыкновенно передается то, что было, что случилось съ кемъ-нибудь изъ лопарей. Зимой они зани маются также охотой. Лопари уже давно приняли хрисйанство. Но до сихъ поръ сохранились у нихъ следы язычества въ ихъ многочислеаныхъ cyeBepiaxb и обрядахъ. Когда-то прежде лопари олицетворяли силы природы и поклонялись имъ, какъ богамъ. У нихъ былъ богъ солнца — Лейве, который каждый день объезжалъ свои небесныя владешя на медведе и олене. Былъ также богъ грома— Айеке, вооруженный лукомъ—радугой, который гонялся за нечистой силой, прятавшейся отъ него въ озерахъ, рекахъ и горахъ. Были также подземныя божества, которыя жили въ подземномъ царстве, куда шли души умершихъ людей. Все реки, озера, горы были, по ихъ веровашямъ, населена доб рыми и злыми духами, которые могли благодетельствовать или вредить людямъ. Были у нихъ также священные камни или сейды, которымъ они поклонялись и приносили жертвы: мазали нхъ рыбьимъ жиромъ, резали передъ ними оленей,—и которые будто бы помогали имъ на охоте и рыбной лов.тЬ. У лопарей еще до сихъ поръ сохранилась вера въ колду- новъ или такъ называемыхъ нойдовъ (шамановъ). Къ нойде обращаются въ случае какого-нибудь несчастая, напр., болезни или пропажи. Для своихъ гадаий нойда употребляетъ бубенъ, увешанный разными погремушками и расписанный разными знаками и фигурами. Онъ ударяетъ по бубну, пляшеть и поетъ до техъ поръ, пока не впадаетъ въ изстушеше и падаетъ на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz