Харузина, В. Н. На Севере : (путевые воспоминания) / В. Х. – Москва : Типография товарищества А. Левенсон и К°, 1890. – [2], 234, [1] с.

- 51— лѣсному царю. Дѣло въ томъ, что люди, знающіе- ся съ лѣсовикомъ, при выгонѣ скота на пастбище, вступаютъ въ соглашеніе съ нимъ. Лѣсовикъ обѣ- щаетъ охранять скотъ отъ волковъ, медвѣдей и россомахъ, но за то получаетъ въ даръ двѣ или три штуки изъ стада. Такой союзъ съ лѣснымъ духомъ считается величайшимъ грѣхомъ и слова, посредствомъ которыхъ заключается онъ, хранятся въ глубокой тайнѣ. Есть и другое, болѣе употребительное, средство обезопасить свой скотъ. Это произнесете такъ называемаго „отпуска" или особеннаго заговора, который составленъ спеціально для сбереженія стада. Этотъ заговоръ есть ничто иное, какъ мо­ литва, въ которой грубо смѣшиваются христіанскія идеи съ языческими. Онъ читается при выпускѣ скота, и читающій его пастухъ обходить стадо съ иконою. При этомъ берется также воскъ, дѣла- ю.тся изъ него три шарика, въ которые закаты­ вается иногда немного шерсти отъ каждой скоти­ ны. Эти шарики прилѣпляются къ иконѣ и иногда осенью по окончаніи пастьбы пускаются на воду. Глубоко чтятся „отпуски“ крестьянами. Пастухъ иногда дорого платитъ за него свѣдующимъ лицамъ, и, получивъ его, тщательно сберегаетъ. Интересно, что то же жертвоприношеніе, кото- рымъ стараются побудить лѣснаго царя отпустить домой утраченную скотину, употребляется и въ томъ случаѣ, когда кто-либо заболѣетъ въ лѣсу. Мѣняютъ только нѣсколько словъ при жертвопри- ношеніи. „Вы даръ возьмите, говорить заболѣвшій, кладя на дорогу яйцо, а меня простите во всѣхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz