Харузина, В. Н. На Севере : (путевые воспоминания) / В. Х. – Москва : Типография товарищества А. Левенсон и К°, 1890. – [2], 234, [1] с.
— 49 — Нѣтъ сомнѣнія, что тутъ мы имѣемъ дѣло съмѣ- стами, освященными раньше языческими святили щами, теперь же христіанскими часовнями. И какъ раньше во времена язычества на этихъ мѣстахъ происходили гульбища, такъ и теперь молодежь идетъ веселиться подъ сѣнь той же самой рощи, не подозрѣвая объ ея прежнемъ значеніи. Можетъ быть многія изъ этихъ рощъ недавняго относи тельно происхожденія: народъ, вспоминая старину, насаживаетъ деревья вокругъ новопостроенной часовни, и такимъ образомъ образуется новая ро ща. Иногда вокругъ часовень расположено и клад бище—чаще ж е всего часовня стоитъ одна посре ди рощи. Праздникъ того святаго, въ честь кото- раго она построена, глубоко чтится и считается праздникомъ деревни, подобно храмовому. Иногда, если роща находится около воды, служится моле- бенъ съ водосвятіемъ, и народъ тотчасъ послѣ освященія воды, бросается въ струи озера купать ся „для здоровья". Эти купанья происходятъ не только лѣтомъ, но и зимой, если праздникъ при ходится въ зимніе мѣсяцы. Преимущественно же купанья происходятъ въ слѣдующіе дни; въ празд никъ перваго Спаса, или, какъ тутъ называютъ— въ Спасъ-Маккавіевъ, въ Крещеніе, въ дни памяти св. Макарія Унженскаго (26-го ноля), св. Пахомія (8-го сентября), Тихвинской Б. М., Іоанна К р е стителя и на Николу вешняго и осенняго. К упа ются по „завѣщанію“ , т. е. по обѣту, который иногда даютъ и за малолѣтнихъ дѣтей, и который эти послѣдніе должны свято хранить. Иногда обѣтъ купаться въ извѣстный праздникъ дается на цѣлую 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz