Харузина, В. Н. На Севере : (путевые воспоминания) / В. Х. – Москва : Типография товарищества А. Левенсон и К°, 1890. – [2], 234, [1] с.
— 101 — бѣгать на жертвоприношеніе; его замѣнили быкомъ, котораго приводили прихожане—но и этотъ обы чай уже вывелся и живетъ только въ преданіи. Общественный пиршества, такъ называемыя „жер твы" не вывелись совершенно въ Пудожскомъ уѣздѣ. Въ полной силѣ они существуютъ въ не- многихъ мѣстностяхъ. За то въ многочисленныхъ деревняхъ сохранилось преданіе всегда одно и тоже, что въ тотъ то или въ другой день прибѣгалъ къ церкви или часовнѣ олень или лось или при- леталъ лебедь*), что эти животныя закалывались въ качествѣ жертвъ . Но, прибавляетъ всегда пре- даніе. однажды не дождались жертвеннаго живот- наго и замѣнили его быкомъ (въ другихъ мѣстно- стяхъ бараномъ). Явился таинственный звѣрь, увидалъ замѣну и исчезъ; съ тѣхъ поръ всегда и рѣжутъ быковъ и барановъ. Теперь жертвенное животное покупается на общій счетъ, какъ на- примѣръ въ деревнѣ Корбозерѣ; или же приносятъ въ жертву такъ называемыхъ „завиченныхъ “ бара новъ, какъ напримѣръ въ Авдѣевской волости на озерѣ Купецкомъ. Здѣсь жертвоприношеніе про исходить въ праздникъ св. Макарія Унженскаго, 26-го іюля. Св. Макарій считается покровителемъ скота. Вотъ почему, чтобы охранить свой скотъ отъ падежа или отъ „витреннаго волка4' и „ока- яннаго медвѣдя“ —часто же въ благодарность за исцѣленіе отъ какой-нибудь болѣзни, крестьяне „завичаютъа барановъ св. Макарію. „Завиченный“ баранъ отмѣчается въ стадѣ; его откармливаюсь *) Поляковъ: Зап. И. Г. Общ. От. Эт. Т . VII.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz