Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.
Изъ этой таблицы видно, что 1° сильно понижается во время ги дрологической яимы, т. е. съ апрѣля до іюпя, и постепенно увеличивается по мѣрѣ приближепія къ гидрологическому лѣту съ октября до декабря. Но эти колебапія t° водъ ГольфШТрема указывали уже раньше г. г. Иетерсонъ и Брейтфусъ. Но данныя таблицы евидѣтельствуютъ не только о періодическклъ колебаніяхъ t° въ зависимости отъ времеии года, но и объ усиленіи или уменьиіеніи интенсивности притока тенлыхъ атлаи- тическнхъ содъ въ бассейнъ Г>аренцова моря въ тѳченіи цѣлаго періода лѣтъ. Сравнивая t° серій, взятыхъ въ одинаковые мѣсяца подъ Кольскимъ меридіаномъ, мы замЬчаемъ понижепіе 1° по мѣрѣ приближенія къ 1902 году и затѣмъ возрастающее увеличение послѣ этого года. Въ 1902 г. замѣчаетсн minimum t° повсемѣстпо въ Баренцовомъ морѣ; это понижеиіе сильно повліяло ua t° всей Сѣверной Квроны. Вслѣдствіе сильнаго по- нижепія t° образовались большія скопленія льдовъ какъ въ сѣвервыхъ, такъ и въ восточныхъ частяхъ моря, которые чувствительно помѣиіали судоходству къ устьлмъ Печоры и были Причиной совершенного прекра- іп.енія судоходства по Карскому морю. Хотя въ слѣдующемъ за тѣмъ году t° водъ стали опять подниматься, но все же доступъ въ Карское море но былъ еще возможен ь. и только начиная съ 1904 г. сталъ рано исчезать ледъ. какъ въ юго-восточиыхъ *) и сѣверпыхъ частяхъ Барепцова моря, такъ и еъ Карскомъ морѣ и судоходству въ этихъ моряхъ въ навнгаціошісе время льды не ставили больше никакихъ преградъ. Наблюдения мурманской экснедиціи за 1899— 190G гг. дали мнѣ поводъ предполагать о періодическомъ возрасташи и уменыненіи притока теплыхъ аглаптическихъ водъ вь бассейнѣ Баренігова моря. Продолжи тельность періода я склоненъ считать 10 лѣтъ. Для подтверждешя моего взгляда я собралъ изъ литературы всѣ извѣстныи данныя о результатахъ ьлаваній судовъ въ предѣлахъ Евро- пейскаго и Сшбирскаго сѣвернпго океановъ за 350 лѣть. Судя по пимъ надо заключить, что всегда самыя болыиія препятствія отъ льдовъ для плаванія въ сѣверныхъ моряхъ встрѣчалмсь въ теченіе п»рвыхъ 3-хъ лѣтъ каждаго десятмлѣтія и чаще всего во второмъ году, между тѣмъкакъ въ теченіи послѣднихъ 7-ми лѣтъ эти препятствія были всего меньше. Ясно поэтому, почему напримѣръ Крузенпггернъ въ 1862 г., яТе- гетгофъи въ 1872 г. и 1878 г ., Датская и Голландская экспедиція 1882 и 1883 г., звѣробои въ 1891 и 1892 годахь, накснецъсуда, шедшіякъОби и Енисею въ 1902, и <^аря> у Ново-Сабирскихъ о-въ въ 1902 г.— встре тили самыя невыгодпыя условія для плаванія. Суда Крузенштерна,австрий ской и голландской экспедицій погибли во льдахъ въ чІ,стнсстяхъ морей, въ которыхъ въ теченіи 7 послѣднихъ лѣтъ періода не представляется •) К о т о р ы т я п ^ едл агат пернуть ихъ историческое паэваш е Печпрсгаг.» моря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz