Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.
Тюлени такъ легко путаются въ сѣти, что попавшійс.я даже только однимъ ластомъ въ ячеи сѣтей івѣрь tie иг сіктояні.: освободиться; яиѣри задыхаются въ сѣти подъ водой или умираютъ огь разрыва сердца. Въ пнду исего вытеизложепнаю, по веволѣ нанизывается мысль- не стоить ли иъ соотпошеніи исчезновение рчбы па западноиъ берегу съ появлевіечъ піпицбергенскаго тюленя? По сообщенію Фредрексена, подъ Ципъ-Наволоконъ довъ рыбы прекратился идругъ въ 1890 г.. когда появилась масса тюлепей. Начннаишійси съ временныиъ уходонъ тюле ней ловъ рыбы, при всякомъ нознращевіи кожи вновь прекращался. Начиная съ 1891 года, рыба весною перестала приближаться къ Цинъ- Наиолоку; она показывается здѣсь теперь только въ ковцѣ лѣта. Іѵромі. сѣтного лова, годами, при господств* восточпыхъ иіітровъ, промышляется звѣрь также съ парусныхъ и пароныхъ судовъ въ водахь Мурмана, какъ ва это я укажу ниже Но ежегодно, при какомъ бы то ни было вѣтрѣ, крайняя восточная гавань Мурмана. за Іоканскн^и островами, играетъ выдающуюся р о л въ дЬлѣ зиѣрвваго промысла съ судовъ по берегамъ восточной Лапландіи и въ горлѣ Вѣлаго моря. За Іокаюкими о<троиаин яхты отстаиваются при невогодѣ, и адѣсь ихъ команды перѣдко вовол- няютъ свои запасы, охотясь за бѣлымм куропатками, которыя въ ми«- госнѣжвые годы грома.мыми стадами ожииляютъ мошкой берегь, гдѣ обыкновенно встречаются площади, на котпрытъ спКгъ, сносимый силь- нымъ вѣтромь въ море или въ о.раги. держатьсы не можетъ. Числ«» промышляющихъ :івѣря судоиъ колеблется вежду 5 и *2, среди нихъ ппхоіились и 2 парохода |«Нордепшильдъ-» и <Си. Фока*) Мурманскій китовый промыселъ отопіелъ уже въ облапь исторіи, но нъ восьмид<ѵятыхъ годахъ адѣс.ь бойко промышляли большихъ китовъ. У мурманскаго берега находился тогда притонъ крупныхъ породъ, за которыми въ то время охотились до 36 пароходовъ вориежеквхъ и ру< - съихъ. іежду Нордъ-Кавомь и Скятымъ Ноювъ. иесною больше въ за падной. л*томъ иъ восточной полоивнѣ этого района. Мерный русскій китобойный заиодъ устроенъ былъ иною въ Кре- тикахъ (вынѣ ІІортъ-Нладиміръ) иъ 188*2 г., «торой въ 1888 г. капитаиъ-лейтеваптомъ, ныігѣ ви не -адмираломъ, Ii. II. Андреевыѵь въ Арской губѣ. Всего у на«ъ было вь 1885 г. 5 китоловныхъ и одинъ вспомогательный буксирный пароходъ. У норвежцеиъ. іасѣвшитъ большей частью по берегавь Варангерскаго фюріа, было около 20 завгдоиъ «-ь 30 пароходами. К итойъ промы ш ляли при ноиощи спепіальво приснособленныхь па* роходонь, особаго квтобойваго типа. Гтрѣляли китовъ взъ пушекъ гар кунами съ ианвнченными на нихъ разрыкными гранатами. Благодаря ого-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz