Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.

Тюлени такъ легко путаются въ сѣти, что попавшійс.я даже только однимъ ластомъ въ ячеи сѣтей івѣрь tie иг сіктояні.: освободиться; яиѣри задыхаются въ сѣти подъ водой или умираютъ огь разрыва сердца. Въ пнду исего вытеизложепнаю, по веволѣ нанизывается мысль- не стоить ли иъ соотпошеніи исчезновение рчбы па западноиъ берегу съ появлевіечъ піпицбергенскаго тюленя? По сообщенію Фредрексена, подъ Ципъ-Наволоконъ довъ рыбы прекратился идругъ въ 1890 г.. когда появилась масса тюлепей. Начннаишійси съ временныиъ уходонъ тюле­ ней ловъ рыбы, при всякомъ нознращевіи кожи вновь прекращался. Начиная съ 1891 года, рыба весною перестала приближаться къ Цинъ- Наиолоку; она показывается здѣсь теперь только въ ковцѣ лѣта. Іѵромі. сѣтного лова, годами, при господств* восточпыхъ иіітровъ, промышляется звѣрь также съ парусныхъ и пароныхъ судовъ въ водахь Мурмана, какъ ва это я укажу ниже Но ежегодно, при какомъ бы то ни было вѣтрѣ, крайняя восточная гавань Мурмана. за Іоканскн^и островами, играетъ выдающуюся р о л въ дЬлѣ зиѣрвваго промысла съ судовъ по берегамъ восточной Лапландіи и въ горлѣ Вѣлаго моря. За Іокаюкими о<троиаин яхты отстаиваются при невогодѣ, и адѣсь ихъ команды перѣдко вовол- няютъ свои запасы, охотясь за бѣлымм куропатками, которыя въ ми«- госнѣжвые годы грома.мыми стадами ожииляютъ мошкой берегь, гдѣ обыкновенно встречаются площади, на котпрытъ спКгъ, сносимый силь- нымъ вѣтромь въ море или въ о.раги. держатьсы не можетъ. Числ«» промышляющихъ :івѣря судоиъ колеблется вежду 5 и *2, среди нихъ ппхоіились и 2 парохода |«Нордепшильдъ-» и <Си. Фока*) Мурманскій китовый промыселъ отопіелъ уже въ облапь исторіи, но нъ восьмид<ѵятыхъ годахъ адѣс.ь бойко промышляли большихъ китовъ. У мурманскаго берега находился тогда притонъ крупныхъ породъ, за которыми въ то время охотились до 36 пароходовъ вориежеквхъ и ру< - съихъ. іежду Нордъ-Кавомь и Скятымъ Ноювъ. иесною больше въ за­ падной. л*томъ иъ восточной полоивнѣ этого района. Мерный русскій китобойный заиодъ устроенъ былъ иною въ Кре- тикахъ (вынѣ ІІортъ-Нладиміръ) иъ 188*2 г., «торой въ 1888 г. капитаиъ-лейтеваптомъ, ныігѣ ви не -адмираломъ, Ii. II. Андреевыѵь въ Арской губѣ. Всего у на«ъ было вь 1885 г. 5 китоловныхъ и одинъ вспомогательный буксирный пароходъ. У норвежцеиъ. іасѣвшитъ большей частью по берегавь Варангерскаго фюріа, было около 20 завгдоиъ «-ь 30 пароходами. К итойъ промы ш ляли при ноиощи спепіальво приснособленныхь па* роходонь, особаго квтобойваго типа. Гтрѣляли китовъ взъ пушекъ гар­ кунами съ ианвнченными на нихъ разрыкными гранатами. Благодаря ого-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz