Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.

та . куда, какъ сказано, она можетъ попасть лиш ь при боковомъ ветре. Кроме указамнаго, огромнымъ недостаткомъ шняки является отсутствіе въ ней каю ты , почему рыбакъ п рин уж денъ имѣть н а берегу станъ, приковывающ іЙ его къ данному мѣсту н значительно затрудняю ш ій п е­ реходы въ періоды ловли отъ одного п ункта въ д ругой. Не лучшими, а въ нѣкоторыхъ отиошеніяхъ д аж е худш им и, чѣмъ шняка, качествами отличаетч*я старо-норвежская ёла (пордландботъ). Преимущество ея передъ шпякой заключается, собственно говоря, толь­ ко въ томъ, что она, какъ бо.гЬе широкое судно, остойчив-he при боко­ вомъ вѣтрѣ, да снабжена каюткой; за то къ толчкамъ о камни ёла го­ раздо болѣе чувствительна. При томъ ёла, какъ высокобортное судно, весьма неудобна для ныметыианін и подъема ирусовъ. Оснасткой она отличается отъ шпнкн только по форме мачты и паруса, при ч**мъ мачту удалить въ любой моментъ нельзя, въ чемъ заключается скорѣе педостатокь. нежели преимущество судна. Въ Норвегіи за послѣдніе 20 лѣгь ела почти совершенно асчезла изъ употреблепія; лишь изрѣдка встретишь ее еще у бѣднаго мурман­ скаго колониста, который изъ-эа дешевизны обзавелся такимъ старымъ судномъ. Более зажиточные и.ть колонистовъ ныѣзжаютъ ві. море на усо- вершенствованпой ёлѣ, такъ называемом!, фемборинге. поднчмающемь грузу до 500 пудовъ Фемборингъ—это двухмачтовая (рѣдко одномач­ товая) мореходная лодка, похожая по формѣ корпуса наёлу болѣе значи­ те.!ьныхъ разм+.ровъ, по оспасткЬ-же— на банкботъ. Это судно несетъ 4 или 5 косыхъ парусовъ. при помощи которыхъ фембориггъ превос­ ходно лавирует, противъ иѣтра. При производстве яруснаго промысла, фемборингъ везеть всегда съ собою лод;;у на буксире. обыкновенно утрингеръ (маленькая ела. оснасткой, какъ большая, по безъ каюты, поднимающая около 100 пудовъ груза), въввдѣ подъѣзіной лодки для выкидыванія и подъема ярусовъ. Нпрочемъ, промышляютъ вблизи бе­ рега и прямо съ утрингера. Кромѣ ѵказанпыхъ типовъ промысловыхъ судовъ, у колонистов* нъ настоящее время можно уже встретить и палубныя— іп°йту ил* лмстер- ботъ; норвежцы уже продаютъ теперь свои фемборивгн и. какъ только позволять средства, обзаводятся палубными судами, дающими возмож­ ность далеко уходить въ открытое море. Этими даниыми я довольству-^ ю сь, отсылая интересующихся вопросомъ къ печатающейся работе Л. Л. В р ей тф у са «О промысловыхъ судахъ на Мурмане», къ которой приложены чертежи судовъ развито тина, съ разценкой ихъ. Рыболовной снастью, которой пользуются пока почти исключительно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz