Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.
— 209 персонала К р а с н а я Креста съ Мурмана въ Архангельскь, пи случаю призыва 3-х ь старыхъ, опытпыхъ фельдшеров!, па поенную службу, ня Мурманѣ оставались только врачъ экспедиціи нъ Алексяндровске м 1 фельдиіеръ въ Печенгѣ; не только колонін. но и городь Кола лишены были всякой медицинской помощи. Р а с п р с с т р а н е н іе на ко л о н и сто въ в сЬ х ъ и р ав ъ ію м о р ск а го населен!}!, касательно выдачи имъ ссудъ и дароиого лѣса на постройку судовъ и т. п., не требуетъ особаго объясненія. У ч р е ж д е н іе б а и к о в а го и н с ти т у та на М урм апѣ, съ нравомъ выдачи ссудъ па движимое и недвижимое имущество, па товар* въ трю- махъ и <-кладахъ и т. д.. вызывается следующими нуждами. Пока суще ствуете только отдЬленіе государственная банка при местном». казна чействе въ Александровске. которое занимается лишь переводомъ денете н выдачей ссудъ подъ известным проценты я бумаги и не выіаете ссудъ подъ товаръ и имущество; а между темь, ссуды последняя рода тѣмъ важнее для мурмявскя.ѵь предпринимателе!, что нигіе они не могутъ получать ссуды подъ заводы и здаімя, потому что они по строены ::а казенной земле, которую казна имъ почему-то не хочетъ продавать. П о стр о й к а на М урм анъ ж ел езн о й д о р о ги ч е р еп Нетроза- водскъ, Повенецъ, Гумскій посадъ, Кемь. Кандалакшу и Колу, конеч- нымъ нунктомь которой должна быть выбрана гавань, удобная какъ въ коммерческомъ. такъ, главнымъобразомъ. въ стратегическом!, отношеніяхъ (напріімеръ. Квелая губа съ портомъ Владиміромъ или Девичье поле около Александровека и чроч.). наверно, помимо всяких ь стратегиче- скихъ соображеній, прннесла-бы громадную пользу не только олонецкой губерніи и Беломорскому краю, но и внутренней Лапландіи и Мурмяну, привлекая сюда не только массу колонистовъ на постоянное жительство но берегамъ озеръ и океана, но и много рыбаковъ на время промысла изъ раіона Ф инская лалика. О неж ская и Л адож ская о?.*ръ и и:гь фин ляндской Кореліи. Узиавъ о нрнближеніи къ берегамъ въ любой періодъ тюленей и рыбъ, тогда вь самое короткое время могли бы собираться сюда по железной дороги рыбаки и эксплуатировать богатства моря, снабжая становища прекрасной свежей морской рыбой, которая могла бы легко доставляться тогда въ вагонахъ-ледникахг и на рынки • толиііъ. ^>га железная дорога приносиля бы неопененную пользу во всехъ отно- шеніяхь и няверно скорее дала-бы приличный дивиденд*, чі.мь архан гельская железная дорога. Нопросъ о постройке железной дороги— вопросъ общ«тосударствен- вый. Если*я его включмлъ въ число врочьхъ пожеланій для колониза- иіоннаго д іл а Лапландіи, то этимъ хотЬлъ только обратить нпимяше на ту большую пользу, которую она сослужила-бы и де.’у колонязаши.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz