Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.

ll-ая группа мѣропріш ій 4) У стройство ру сски хъ шко.іъ во всѣ хъ болѣе или менѣе зн ач и т ел ь н ы х ъ колоніяхъ. 5) О бразование лртелей илъ теп ер еш н и хъ колонистовъ. 6) П о ощ рен іе лопарей къ переходу къ осѣдлой жизни. За исключеніемъ нѣкоторыхъ частей Рыбацкаго полуострова, на- селеніе Мурмапн лишено возможности посылХть своихъ дѣтей въ «бли­ жайшую» школу даже сосѣдпяго седенін. Iому не только мѣшаюгь да­ лекое раэстояніе между колоиіями, а тз кже морс, преграды скаль, лимння темень и страшные штормы и метели, свнрѣнстиующія осенью и лимою, другой разъ по цѣлымъ недѣлямъ. А между тѣмъ, только въ зти мертвые сезоны могутъ дѣти посещать школу, и6*» весною и лЬтомъ яхъ помощь необходима родите.іямъ, когда они. кромѣ того, практически знакомятся съ ма.іыхъ лі.ть съ берегами, бухтами и съ ироиааодствоѵъ разиообраз- ныхъ иромыслоиъ, сиотря по рыбе; каждая колоши должна иметь свои» школу, и и указа’ъ-бы какъ на мѣста, нуждамщіяся особенно иъ шко- лахъ: на Восточную Лицу, Харловку, Рынду, Гаври.юио, Тераберку, Бѣло ІСаменную, Илатон<>вку, Уру, Западную Лицу. Малую Мотку. I! іъ-Наволокъ, Иайм-Губу, Земляную. Печенгу. При школахъслѣдоиадо-бы устраивать пансіоваты, въродѣ су ществу- ющаго нынѣ беэпдатнаго пансіоиата при мурманской іія)чно>проныелом)й экеиедиціи, гдЬ за возможно низкую плату могли бы помещать своихъ дѣтей колонисты сосЬднихъ кодоній. Только при помощи русской школы мо­ жетъ состояться сбдаженіе инородческихъ элеиентовъ съ русскимь, только При помощи школы могутъ изъ дѣтей русскихъ колонистовъ выйти во- лезные люди. Безъ школы и т+, родители, которые вполне гознаютъ важность школьнаго воспитан::!, не вь состояніи давать его сяом ъ дѣ- тямъ. какъ это они могли-бы сделать вь тѣхъ мѣ* тахъ, откуда пере­ селились на Мурманъ. Обридъ конфирмаціи лютеранской церкви можетъ при этомъ ока­ зать большую ус.,угу. Подобно тому, какъ ныне молодежь должна сда­ вать экзаменъ пастору передъ конфирмапіей. «видѣте.іьствуя о своем ь лнаніи извѣстныхъ молитвъ, символ» веры и катехизиса, а также о знакомствѣ до нѣкоторой степени съ грамотой, финской или норвежской, можно бы установить вьбудущемъ требован'.е, чтобы пасторъ Алексан­ дров» каго прихода не конфирмоиалъ колонистов, не умѣющихъ читать и писать по русски (что возможно, конечно, ЛИШЬ HOC.lt. введеиія ЮКОЛЪ въ инородческихъ колонінхъі. Не Mvirt.e полезлой мерой я считаю обр азо ван іе артелей изъ ст ар ы х ъ к о л о н и стов ъ (чист.і ру сски х ъ или г мЬшанныхъ съ — 201 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz