Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.
ll-ая группа мѣропріш ій 4) У стройство ру сски хъ шко.іъ во всѣ хъ болѣе или менѣе зн ач и т ел ь н ы х ъ колоніяхъ. 5) О бразование лртелей илъ теп ер еш н и хъ колонистовъ. 6) П о ощ рен іе лопарей къ переходу къ осѣдлой жизни. За исключеніемъ нѣкоторыхъ частей Рыбацкаго полуострова, на- селеніе Мурмапн лишено возможности посылХть своихъ дѣтей въ «бли жайшую» школу даже сосѣдпяго седенін. Iому не только мѣшаюгь да лекое раэстояніе между колоиіями, а тз кже морс, преграды скаль, лимння темень и страшные штормы и метели, свнрѣнстиующія осенью и лимою, другой разъ по цѣлымъ недѣлямъ. А между тѣмъ, только въ зти мертвые сезоны могутъ дѣти посещать школу, и6*» весною и лЬтомъ яхъ помощь необходима родите.іямъ, когда они. кромѣ того, практически знакомятся съ ма.іыхъ лі.ть съ берегами, бухтами и съ ироиааодствоѵъ разиообраз- ныхъ иромыслоиъ, сиотря по рыбе; каждая колоши должна иметь свои» школу, и и указа’ъ-бы какъ на мѣста, нуждамщіяся особенно иъ шко- лахъ: на Восточную Лицу, Харловку, Рынду, Гаври.юио, Тераберку, Бѣло ІСаменную, Илатон<>вку, Уру, Западную Лицу. Малую Мотку. I! іъ-Наволокъ, Иайм-Губу, Земляную. Печенгу. При школахъслѣдоиадо-бы устраивать пансіоваты, въродѣ су ществу- ющаго нынѣ беэпдатнаго пансіоиата при мурманской іія)чно>проныелом)й экеиедиціи, гдЬ за возможно низкую плату могли бы помещать своихъ дѣтей колонисты сосЬднихъ кодоній. Только при помощи русской школы мо жетъ состояться сбдаженіе инородческихъ элеиентовъ съ русскимь, только При помощи школы могутъ изъ дѣтей русскихъ колонистовъ выйти во- лезные люди. Безъ школы и т+, родители, которые вполне гознаютъ важность школьнаго воспитан::!, не вь состояніи давать его сяом ъ дѣ- тямъ. какъ это они могли-бы сделать вь тѣхъ мѣ* тахъ, откуда пере селились на Мурманъ. Обридъ конфирмаціи лютеранской церкви можетъ при этомъ ока зать большую ус.,угу. Подобно тому, какъ ныне молодежь должна сда вать экзаменъ пастору передъ конфирмапіей. «видѣте.іьствуя о своем ь лнаніи извѣстныхъ молитвъ, символ» веры и катехизиса, а также о знакомствѣ до нѣкоторой степени съ грамотой, финской или норвежской, можно бы установить вьбудущемъ требован'.е, чтобы пасторъ Алексан дров» каго прихода не конфирмоиалъ колонистов, не умѣющихъ читать и писать по русски (что возможно, конечно, ЛИШЬ HOC.lt. введеиія ЮКОЛЪ въ инородческихъ колонінхъі. Не Mvirt.e полезлой мерой я считаю обр азо ван іе артелей изъ ст ар ы х ъ к о л о н и стов ъ (чист.і ру сски х ъ или г мЬшанныхъ съ — 201 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz