Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.
на Мурмачъ известная часть нолезныхъ людей, и прі томъ есть еще на дежда при помощи иіколъ, который во всякомъ сиучat. должны возник нуть въ ближайшечъ будущемъ въ главиыхь колоніяхъ, воспитывать Чзъ дѣтей тепереншихъ колонистовъ нужных ь для края работеиновъ. Въ дѣйствіяхъ администраціи за послѣдніе 30 лѣтъ проглядываетъ І остоянная забота о краѣ; она только ошибалась часто въ средствахъ ля достиженія нъ высшей степени полезныхъ целей. Но въ дѣйстпіяхь Мурманскаго парою зп.чт товяриішѵтва, наоборотъ. можно усмотрѣть лишь карайнее пренебрежете къ инторес*мъ того края, которому оно обязано служить. Не замѣчается ни малейшаго желашя, даже въ вопросахъ весьма легко, безъ малейшихъ потерь, разрешимыхъ, итти на встречу интересамъ жителей Мурмана. Можно даже смело утверждать, что, въ то время, когда товарищество владело только 3 — 4 пароходами, получая лишь 50.000 рублей субсидіи, оно далеко внимательнее относилось къ нуждамъ Мур- мана, нежели теперь; повода кь справедливымь жалобамъ тогда поло жительно не было. Пароходы общества тогда служили посильно крик», а если и тогда слышны были жалобы, то только оть людей, которые не хотели считаться съ условіями, въ какихъ приходилось работать паро ходамь общества. Но теперь другое дело. Обществе» владеетъ 9-ю пассажирскими пароходами, ие считан еще нѣсколькихъ епеціально грузовыхъ. Веспою поддерживают» срочные рейсы, начиная съ 1896 г., по Мурману 2, ле- томъ 3 парохода, нместо одного прежннхъ временъ, а между тЬмъ Myj- маиъ и сегодня еще лишенъ не только зимняго и осепняго пароходства, но и весною приходится ему оставаться иногда въ теченіе целого месяца безъ нсякаго сообщенія, и жители Мотковскаго залива, ближайшіе соседи ІІорвегіи, должны тратнгь для того, чтобы попасть въ Варде и обратно, столько ж»* времени, какъ жители дальнейшаго пункта— Восточной Лицы. да при томь заплатить за билетъ сравнительно большую сумму и жить 4 дня на пароходе, лишеи.юмъ ue только всѣхъ удобствъ, но не име» іцемъ даже буфета. Кроме самовара, на пемъ ничего не полагается для пассажира перваго класса, который долженъ слать, если опъ мужчина, на жесткихъ диванахъ общей каюты, а если женщина, то на еще более жесткихъ матрацахъ коекъ единственной дамской каюты; платить же за это удовольствие приходится столько же, сколько опъ заплатилъ бы, живя въ роскошныхъ каютахъ перваго класса пароходовъ прямого сообщенія О безобразно высокнхъ фрахтахъ и о небрежности, съ которой обходятся на пароходахъ Мурманскаго общества съ товарами, я словъ тратить не хочу; тамъ. где конкурируют» съ компанейскими пароходами (въ Ьеломь море) частные пароходы и парусники, тамъ товароотправители только въ крайнеііъ случае пользуются «речными пароходами для отправки — П4 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz