Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.

Рулскія шёйты рэзчѣрзми пѣсьолько больше НОрВСЖСКИХЪ И ИМѢЮГЬ оснастку гафель-шхуны. Длиною оня 50', шириною 16*//- углублеше АО ватерлиніи 8*/*; нодоізмѣщеніе 45*/, тоннъ; высота гротъ-мачты отъ палубы до клотика 42 \ б и з а н ь - м а ч т ы — 28*.-,; площадь парусности 1250 квадр. футовъ. ПІёйты построены нет, дуба и ,а, снабжены ме­ таллическими килями вѣсомъ 8 тоннъ (480 пудовь) и раздѣлены непро­ ницаемыми переборками па О отдѣленій, изъ которыхъ носовое и рулевое служатъ кладовыми. 1 служить помѣщеніемъ для команды, 1 — кухней, 1 — столовой и 1— каютой шкипера. Команда бота состоитъ изъ :> челоиѣкь, а стоимость каждаго судна около 9.250 рублей. Наконецъ, къ мѣрамь. содѣйствующимъ развитію судоходства и промысла, надо причислить установлевіе в заи м н аго о б я з а т е л ь н а г о с т р а х о в а н ія п о м о р ск и х ъ су довъ, нроекгь котораго былъ раіработанъ въ засѣданіяхъ комитета для помощи почорамъ и общества судоходства. Комитетъ, кромѣ того, пожертвовать, въ видѣ основного капитала, 20.000 р. для благого дѣла страховании судовъ, весьма часто еіинственной собственности помора Не.іі:м, мнечно, не упомянуть здѣеь и о той поддержкѣ. которую оказыв.ѵт» . уже много лѣтъ Комитетъ вдовам», и сиротамъ погибших: моря мни. и р»а - чкоиь.въ в и дѣ п ен еій : пожизненной— первымъ, и до достижешя <о в . - р " пі .і f.Tte — вторы^ъ. Увѣренность въ томъ, что семьѣ не г; лить и .і >іъ и холодъ noc.it , потери кормильца, должна дѣйствовать иъ крити о • і минуты ободрительно на моряка и рыбака, облегчая им» борьбу <> враждебными стихіями. Все изложенное нъ нредыдущемъ свидѣтельотвуетъ о томъ отрад- номь явленіи, что какъ кбмитетъ для помощи поморамъ. такъ и обще­ ства спасанія на водахъ и судоходства, морское министерство и главное управленіе почтъ и телеграфовъ носпѣиіили на помощь Мурману, какъ только стало выясняться, въ чемъ онъ прежде всего нуждается. ВсІ. старались и стараются оказать Мурману посильное содѣйствіе; вь сто- ренѣ стоить лишь одно общество, хотя оно и крупно субсидировано «раввтелытвомъ и призвано въ жвань спеціальпо для подачи помощи краю, — Мурманское пароходное товарищество. О колонизаціонномъ вопросѣ я буду говорить нъ глѣдующей главѣ; беаъ тщателыіаго осиѣщепія этого сложного дѣла, въ неудачѣ колонн- заціи винить нельзя ни ипицілторовъ, ни дЬятелей; можно указать лишь на то, что мѣстная адмипистрація слишкомъ горичо ьзялась .»а дѣло. которое требуетъ обстоятельной подготовки: быть можетъ, адѣсь сказалось понятное желаніе какъ можно скорѣе заселить край, lie мало потраче­ но денегъ на это дѣло. Нпроіемь, не net средства, предназначавшіися на переселение колонистовъ, слѣдуетъ считать да|и>мъ пропавшими. <’ъ массой дѣйствительно никуда негодпыхь элементовъ все же переселилась

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz