Гебель, Г. Ф. Наша Лапландия : с 7 рисунками в тексте и с приложением указателя литературы(на русском и иностранных языках) / Г. Ф. Гебель ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера). – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 277-314.
— 132 — послѣдпей *), что ясоо указывает» на прямое водное сообщеніе между Печорой и Мезепью посредствомъ Цыльмы и Печи. О «Cobiljan», т. е. трескѣ, уиомипаетъ Кпльбургеръ только мимо- ходэмь, какъ о рыбѣ, прппозимоП въ соленомъ впдѣ въ Аргянгельскъ, гдѣ авторъ видимо жилъ некоторое времеин, или часто бывалъ. Объ чкспортѣ же трески мы у Квльбургера ни слова пе встрѣчаемъ. Вывозь трески за границу, какт надо полагать, прекратился вовсе вскорѣ послѣ устройства тамо жни въ Колѣ и нведепіи системы сбора десятины стрѣльцамя. Со.іева- реніе-же еще, повидимому, мѣстами процвѣтало въ ІѴЬломъ морѣ; такь Кільбургеръ говорить: «хорошая соль добывается въ Соловецкомъ островѣ въ такомъ количеств!., что всі» жители его свабжаются въ доста точной м!;рѣ». Моиастырскія солеварч», какъ мы знаемъ и изъ дру гихъ источников*, славились въ 10 и 17 вѣкѣ. Іізъ нихъ извлекалъ мо- пастырь болыліѳ доходы. Онѣ находились вѣроитно не на оетровахъ, по въ разпыхъ мѣстахъ материка (см. выше). Что касается лапландской торговли, то мы уже знаемъ. какъ сильно она была подорвана указомъ 1G20 г.**) царя Михаила Федоровича, за- нретиншимъ бѣломорцамъ п печорцамъ ходить моремъ въ Обскую область, откуда, судя но собраннымъ мною мпогочислоннымъ даннычъ, шла трап зитомъ па западъ черезъ мурманскія гавани масса юваровъ не только сибврскаго, но и среднеазіатскаго н вндійскаго проосхождепія. Оказывается, что уже съ очепь давнихъ временъ служн.ш pt-ки Обь, и Волга съ Камой, Печорой. Двиной, и.іп Волга съ бассейиомъ Иевы, главными путями для пывоза товаропъ востока и юго-влстока изъ цен тральпей Азін, Сибири и Индіи въ западную Кврону, причемъ играли весьма важпую роль, какъ складочные и передаточные пупкты, на западѣ дс 5 вѣка: Славенонъ***), Cunigrad, потомъ Новгородъ, на Восток ft—Чер- *) Гюлыиаи ломкость русскнхъ въ перетлскпванін судовъ иолокомъ нзъ одного рѣчиого бассейна иъ другой давала поводъ къ тому, что у нностраниевъ яви лись совершенно нсиѣрныи представлены о наііравлсиін н ѵеченіп разныхъ рѣкъ, что съ одной стороны д а еіъ ію водъ къ недоразѵмѣнічмъ, а съ другом къ весьма пажнымъ \ка:«аніммъ на мѣстностп, откуда шли водяные караваны. * •/ :>тимь указомъ, по настоянію Тобольски хъ воеводь, впдѣвшихъ въ въ свободѣ морского пути возможность уклоненія отъ платежа По.алинъ, было возстановлено прежнее з а п и ш е т е (ІЫ(* года, по потомъ отмѣнемное но предсчавленію М ангазейскихъ кунцовъ) и купцамъ велѣио подъ опасеніемъ смертной казни ѣзднть только черезъ ТоЛо,.ьскъ и Ііерезовъ, а дли прегражде ния пути но волоку на рѣкахъ Мутной и Зеленой приказано было постровть острогн. На островъ М атвѣевъ н иа ЮгорскіЙ шаръ лѣтомъ отправлялась стража, когора» должна была собирать пошлины съ промышленников ь и тор- гуюіцихъ въ восточныхъ частяхъ Бареішова моря въ пользу казны. ***) Разоренный, по свндѣтельстау лѣтопнсца Н естора, ѵграми въ средин I. V столѣтія. Построенный ыевдалскѣ отъ Славенска новый городъ получил ь иаэваиіе Новгорода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz