Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

v вниманія, но крайней мѣрѣ—•до времени, пока не будетъ из­ учено русское народное нраво. Я не могу раздѣлять этого мнѣ- нія, а полагаю, что изученіе юриди<ескихъ возрѣній и обычаевъ *і/ инородческаго и Русскаго населенія должно совершаться одно­ временно. И это, вопервыхъ, потому, что для науки одинаковый интересъ представляетъ обычное п^аво, какъ болѣе цивилизо- 1 ваннаго народа, такъ и стоящаго на низшей ступени развитія, : а вовторыхъ, потому, что безъ ознакомленія съ юридическими I обычаями инороддевъ пе возможно вполнѣ постигнуть смысла русскаго обычиаго права. Русское обычное право, если возвести его къ единству, къ общимъ началамъ, не представляетъ собою чего-либо совер­ шенно однороднаго; различим эпохи, которая переживалъ Рус- скій народъ, наложили свой неизгладимый отпечатокъ на рус- t ское обычное право, такъ что оно естественно должно было сложиться изъ наслоеній различныхъ началъ. Двѣ главныя формы жизни, ко.торыя въ разное время воспринималъ Русскій народъ: родовая и общинно-семейная, особенно рельефно отразились на воззрѣніяхъ и обычаяхъ обитателей нашего отечества. Отсюда необходимость для изслѣдователя строго опредѣлить, чтб въ русскомъ обычномъ правѣ составляетъ явленіе болѣе новое, и чтб относится къ отдаленной древности, разграничить начало кровное, родовое отъ экономическаго или трудоваго. Но какъ же достигнуть этого, когда у насъ не составилось еще сколько- нибудь удовлетворительнаго нонятія о томъ, чтб такое—родовое начало, и чтб такое— начало трудовое, такъ что данныі6 фактъ изъ сферы правовыхъ отношеній одинъ ученый относитъ къ явленіямъ быта родового, другой ученый тотъ же фактъ нри- знаетъ за призпакъ общинно-семейнаго быта. Такое разномысліе ученыхъ проходитъ чрезъ всѣ явленія юридической и истори­ ческой жизни народа и породило даже двѣ непримиримыя школы историковъ и юристовъ— такъ называемыхъ родовиковъ и общинниковъ. Ясно, что намъ необходимо предварительно изу­ чить патріархальный бытъ и патріархальные обычаи, по возмож-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz