Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

стырь нришелъ онъ, И рш ар х ъ , нынѣпшяго 204 года эимою, а житіе живетъ межъ братствомъ ропотливое и изъ монастыря въ мірскіе домы ходить почасту, невѣдомо для какого случаю. А у которыхъ вышеписанныхъ монаховъ есть въ Колскомъ острогѣ посестрія и дѣти и сродники, и они де къ нимъ въ домъ ходятъ, а для чего ходятъ, того де онъ не знаетъ. А вкладчики де того-жъ монастыря бѣжцы, рожденіемъ всѣ Ііолского острога, а живутъ они внѣ монастыря, въ Колскомъ острогѣ, и питаются они отъ своихъ трудовъ, а вклады у нихъ въ монастырь дѣланы самые малые, и изъ монастыря ничего имъ не идетъ; толко де приходятъ они вкладчики въ монастырь о праздни- кахъ и ихъ тогда на монастырѣ корыятъ, а нарочитыхъ де въ тѣхъ вкладчикахъ и прочныхъ людей по услугѣ нѣтъ, все де люди престарѣлые, а иніи есть и упьян- чивые. Далѣе священникъ Симеонъ показалъ о постройкѣ двухъ новыхъ церквей въ монастырѣ вмѣсто сгорѣвшихъ, и о монастырскихъ морскихъ и рѣчныхъ рыб­ ныхъ промыслахъ; между прочимъ онъ сказалъ: „да въ ихъ же монастырское згодье въ Мотовскую губу заганиваютъ морскіе волки звѣрей китовъ на сушу, толко не по вся годы, и отъ тѣхъ де китовъ бываетъ въ монастырь прибытокъ не малой, для того, что де китовое сало емлютъ и продаютъ иноземцамъ цѣною противъ треско- ваго же сала, толко де и въ томъ бываетъ у нихъ отъ безлюдства и отъ похище- нія посланныхъ истеря не малая“. По выслушаніи допросныхъ рѣчей, архіепископъ Аѳанасій приказалъ вмѣсто келаря быть строителемъ Печенскаго монастыря мо­ наху Павлу, а въ казначеи въ тотъ монастырь пріпскать монаха доброжителного изъ другого монастыря, сдѣлать точный учетъ въ приходѣ и расходѣ монастыр- свихъ суммъ и имущества „а чернцовъ, которые въ томъ монастырѣ живутъ пьян- ственно и зазорно и къ свойственнымъ ихъ людемъ въ Колской острогъ для пьян­ ства ходятъ и монастырскому иждивеныо чинятъ похищенье, и тѣхъ чернцовъ смирить имъ строителю и сыну боярскому, при братьи, плетми безъ пощады, чтобъ такъ дѣлать имъ и инымъ впредь не повадно было, а чернца Арсенья, которой посланъ былъ къ игумену того монастыря къ Москвѣ и остался въ Сумѣ, велѣть, сыскавъ, выслать на Холмогоры. Для полноты характеристики иноковъ Печенскаго монастыря, слѣдуетъ еще прибавить, что самъ строитель Павелъ, который, по словамъ священника Симеона „преходилъ д о б р о е черезъ нѣсколько лѣтъ былъ заподозрѣнъ въ жигіи болѣе безнравственному нежели остальные его сподвижники. Въ памяти архіепископа Аѳанасія іеромонаху Лаврентію да нодъячему Ѳедору Нечаеву 1701 г. ноября 13-го написано: „Д а вѣдомо преосвященному Аѳанасію учинилось, что къ бывшему той (Цеченской)" пустыни строителю Павл^ Холмогору приходятъ въ келыо робята не­ возрастные и ночюютъ, и онъ съ ними пьянствуетъ, и вамъ тѣхъ робятъ распро- сить вправду накрѣпко, кто имянно и чьи робята къ нему Павлу къ келью ходятъ и ночуютъ, и буде они не учнутъ правду сказывать и ихъ бить плетми нещадно и спрашивать у нихъ съ нимъ Павломъ о познати прямой правды, и буде скажутъ они случай и познать свою съ нимъ Павломъ какую непотребную и богомерскую и его П авла противъ ихъ распросныхъ рѣчей распросить же накрѣпко, и буде онъ учнетъ въ тѣхъ съ ними случьяхъ запиратца и ему дать очную ставку со всякимъ порознь и съ очной ставки, въ чемъ доведетца, розыскать, и тотъ розыскъ за ру­ ками привезть тебѣ Ѳедору въ казенный приказъ, а его Павла до указу Преосвя- щеннаго архіепископа держать въ той пустыни скована за карауломъ ...а по тѣхъ робятахъ, которые съ нимъ въ непотребной познати явятца, что ихъ къ Преосвя­ щенному архіепископу поставить, буде онъ ихъ укажетъ, взять поручные1'. Впо- — 64 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz