Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.
стырь нришелъ онъ, И рш ар х ъ , нынѣпшяго 204 года эимою, а житіе живетъ межъ братствомъ ропотливое и изъ монастыря въ мірскіе домы ходить почасту, невѣдомо для какого случаю. А у которыхъ вышеписанныхъ монаховъ есть въ Колскомъ острогѣ посестрія и дѣти и сродники, и они де къ нимъ въ домъ ходятъ, а для чего ходятъ, того де онъ не знаетъ. А вкладчики де того-жъ монастыря бѣжцы, рожденіемъ всѣ Ііолского острога, а живутъ они внѣ монастыря, въ Колскомъ острогѣ, и питаются они отъ своихъ трудовъ, а вклады у нихъ въ монастырь дѣланы самые малые, и изъ монастыря ничего имъ не идетъ; толко де приходятъ они вкладчики въ монастырь о праздни- кахъ и ихъ тогда на монастырѣ корыятъ, а нарочитыхъ де въ тѣхъ вкладчикахъ и прочныхъ людей по услугѣ нѣтъ, все де люди престарѣлые, а иніи есть и упьян- чивые. Далѣе священникъ Симеонъ показалъ о постройкѣ двухъ новыхъ церквей въ монастырѣ вмѣсто сгорѣвшихъ, и о монастырскихъ морскихъ и рѣчныхъ рыб ныхъ промыслахъ; между прочимъ онъ сказалъ: „да въ ихъ же монастырское згодье въ Мотовскую губу заганиваютъ морскіе волки звѣрей китовъ на сушу, толко не по вся годы, и отъ тѣхъ де китовъ бываетъ въ монастырь прибытокъ не малой, для того, что де китовое сало емлютъ и продаютъ иноземцамъ цѣною противъ треско- ваго же сала, толко де и въ томъ бываетъ у нихъ отъ безлюдства и отъ похище- нія посланныхъ истеря не малая“. По выслушаніи допросныхъ рѣчей, архіепископъ Аѳанасій приказалъ вмѣсто келаря быть строителемъ Печенскаго монастыря мо наху Павлу, а въ казначеи въ тотъ монастырь пріпскать монаха доброжителного изъ другого монастыря, сдѣлать точный учетъ въ приходѣ и расходѣ монастыр- свихъ суммъ и имущества „а чернцовъ, которые въ томъ монастырѣ живутъ пьян- ственно и зазорно и къ свойственнымъ ихъ людемъ въ Колской острогъ для пьян ства ходятъ и монастырскому иждивеныо чинятъ похищенье, и тѣхъ чернцовъ смирить имъ строителю и сыну боярскому, при братьи, плетми безъ пощады, чтобъ такъ дѣлать имъ и инымъ впредь не повадно было, а чернца Арсенья, которой посланъ былъ къ игумену того монастыря къ Москвѣ и остался въ Сумѣ, велѣть, сыскавъ, выслать на Холмогоры. Для полноты характеристики иноковъ Печенскаго монастыря, слѣдуетъ еще прибавить, что самъ строитель Павелъ, который, по словамъ священника Симеона „преходилъ д о б р о е черезъ нѣсколько лѣтъ былъ заподозрѣнъ въ жигіи болѣе безнравственному нежели остальные его сподвижники. Въ памяти архіепископа Аѳанасія іеромонаху Лаврентію да нодъячему Ѳедору Нечаеву 1701 г. ноября 13-го написано: „Д а вѣдомо преосвященному Аѳанасію учинилось, что къ бывшему той (Цеченской)" пустыни строителю Павл^ Холмогору приходятъ въ келыо робята не возрастные и ночюютъ, и онъ съ ними пьянствуетъ, и вамъ тѣхъ робятъ распро- сить вправду накрѣпко, кто имянно и чьи робята къ нему Павлу къ келью ходятъ и ночуютъ, и буде они не учнутъ правду сказывать и ихъ бить плетми нещадно и спрашивать у нихъ съ нимъ Павломъ о познати прямой правды, и буде скажутъ они случай и познать свою съ нимъ Павломъ какую непотребную и богомерскую и его П авла противъ ихъ распросныхъ рѣчей распросить же накрѣпко, и буде онъ учнетъ въ тѣхъ съ ними случьяхъ запиратца и ему дать очную ставку со всякимъ порознь и съ очной ставки, въ чемъ доведетца, розыскать, и тотъ розыскъ за ру ками привезть тебѣ Ѳедору въ казенный приказъ, а его Павла до указу Преосвя- щеннаго архіепископа держать въ той пустыни скована за карауломъ ...а по тѣхъ робятахъ, которые съ нимъ въ непотребной познати явятца, что ихъ къ Преосвя щенному архіепископу поставить, буде онъ ихъ укажетъ, взять поручные1'. Впо- — 64 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz