Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.
- 6 1 — писывать и особые помяновенія имъ давать и я богомолецъ твой тѣхъ родителей ихъ поминать буду, а исповѣдную ругу по шти денегъ съ Лопаря вели Государь вмѣнить мнѣ за помяновеніе родителей ихъ, чтобъ мнѣ тоя руги не отбыть, потому что при той церкви живу я въ самой скудости, и о томъ Государь вели дать мнѣ богомолду свой архіерейской указъ. Государь Преосвященный архіепископъ смилуйся. Попъ Симеонъ руку приложишь. 7204 (1696) года мая въ 18 день. Преосвященный архіепископъ, слушавъ сей челобитной, указалъ ему Симеону ту руги збирать съ приходдкихъ ево Лопарей по алтыну съ человѣка повсягожды, а родителемъ ишъ Лопарскимъ написать синодикъ и поминать души ихъ по чину святыя Христовы деркви и быть тому синодику въ той деркви вѣчно неотемлемо, о томъ дать священнику указъ, а болше того числа рѵги отъ помяновенія родителей ему не имать. II >), Въ мартѣ 1696 года монахи Кольскаго острога Троицкого Печенского мона стыря, въ числѣ 11 человѣкъ и вкладчики монастыря, кольскіе жители и стрѣльды, въ числѣ 12 человѣкъ, послали Преосвященному Аѳанасію, архіепископу Холмо горскому и Важескому, челобитную, въ которой, между прочимъ, писали, что игу- менъ ихняго монастыря Іосифъ, находится въ Москвѣ, гдѣ онъ бьетъ челомъ Госу дарю о монастырскихъ многих® нуждахъ, а при отъѣздѣ своемъ въ Москву, игу- менъ поручилъ надзоръ за нонастыремъ монаху Павлу; „нынѣ же Государь, къ намъ въ монастырь пришли къ промыслу съ многія покрутныя люди и къ церков ному строенію пришло 12 человѣкъ плотниковъ, по игуменскимъ и по ево Павло- вымъ писмамъ, и на тѣ наши промыслы тѣхъ покрутныхъ людей послать и у цер- ковнаго строенія плотниковъ наряжать и надсматривать надъ ними некому и въ монастырѣ же Государь у насъ убогихъ монаховъ нынѣ великая хлѣбная и денеж ная нужда, и никто насъ убогихъ безъ игумена не ссѵжаетъ, кромѣ его Павла, и ни въ чемъ не вѣрятъ, а его монаха Павла многіе люди вѣдаютъ и его ссужа- ютъ и вѣрятъ и отъ начальных® людей и отъ стороннихъ нападковъ святую оби тель онъ монахъ Павелъ остерегаетъ, и окромѣ его изъ насъ монаховъ никто цер- ковнаго обыкновенія и монастырскаго строенія и работнимъ людемъ наряду никто не знаетъ, потому что мы всѣ безграмотныя и просцы“. Поэтому они просятъ оста вить у нихъ, для заботъ о монастырскихъ нуждахъ, монаха Павла, котораго по- требовалъ къ себѣ, въ Холмогоры архіепископъ Аѳанасій. Эту челобитную отвезъ -по прошенію монаховъ, монастырскій священникъ Симеонъ Борисовъ. Высіушавъ челобитную, архіепископъ велѣлъ допросить носылыцика священника Симеона о томъ, сколько человѣкъ въ Печенскомъ монастырѣ монаховъ, кто откуда родомъ, какого званія былъ въ мірѣ; давноль пострижены въ монашество, каково кто про водить житье въ иночествѣ, тоже самое и о вкладчииахъ; какое у нихъ церковное строеніе заводится, и какими морскими промыслами занимаются, и сколько судовъ на промыслы отпускаютъ, и съ иноземцами какіе и о чемъ у нихъ бываютъ сдѣдки. А въ допросѣ сказадъ онъ, Симеонъ, по священству истинную правд)': въ томъ- де вышеписанномъ Печенскомъ монастырѣ братьи монаховъ четырнадцать человѣкъ, да вкладчпковъ двѣнаддать человѣкъ и въ томъ-де числѣ: монахъ Тихонъ прозва- J) Изъ архива Холмогорскаго собора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz