Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.
— 47 ще смотрятъ строго. Какъ можно заключить изъ разлпчныхъ свѣ- дѣній о Лопаряхъ, они смотрятъ строже на преступленія, совер- шаемыя въ своей средѣ и вредящія интересамъ другъ друга, чѣмъ на такія, жертвою которыхъ дѣлается посторонній человѣкъ, обык новенно русскій. Причина этому сами Русскіе: они не только не внесли къ Лопарямъ цивилизующаго нравственнаго начала, но и развили въ нихъ склонность къ обману, лживость и т. п. качества. Въ этомъ читатель убѣдится прочтя наши приложенія къ обычаямъ Лопарей. Не мудрено, что Лопари, обманываемые и разоряемые Русскими, стали наконецъ обнаруживать въ сношеніяхъ съ ними коварство и ложь—эти естественныя орудія слабыхъ и угнетае- мыхъ людей; но разъ освоившись съ этою тактикой, Лопари не могли уберечься отъ ея вліянія и въ своихъ взаимныхъ отноше- ніяхъ. Мелкія кражи, утайки, обманы, обчеты, недодачи теперь очень нерѣдкп, а если направлены прОтивъ Русскихъ, то почти и не считаются за преступленія. Между тѣмъ по словамъ автора : новыхъ и достовѣрныхъ извѣстій о Лапландцахъ въ Финмар- хіп, 1792 г., у нихъ не было ни воровства, ни драки (стр. 14). Фонъ-Пошманъ, писавшій о Лопаряхъ въ началѣ нынѣшняго столѣтія, сообщаетъ слѣдующее: „Къ чести Лопарей можно ска зать то, что у ннхъ воровства совсѣмъ нѣтъ; никто не имѣетъ амбаровъ и даже сундуковъ, куда бы могъ положить свой багажъ- Но Лопари, ничего не опасаясь, оленьи кожи кладутъ въ лѣсу, домашнія вещи всѣ бываютъ разбросаны и поставлены подлѣ жилья; возвращаясь домой почти черезъ полгода, Лопарь находить, что все у него е ъ цѣлости. Если понадобится Лопарю что ни есть безъ хозяина, то онъ, взявъ, оставляетъ свое клеймо1 '). Что Ло пари и теперь часто не имѣютъ основаній бояться воровства меж ду своими, видно изъ самаго способа сбереженія ими промысловъ. Они хранятся въ ыаленькихъ конуркахъ, около жилища Лопаря. Дверцы этихъ конурокъ затворяются, правда, посредствомъ дере вянной задвижки, но эта предосторожность направляется только противъ хищныхъ звѣрей, а не противъ злыхъ людей, которымъ ничего не стоило бы не только отворить дверь, но и разрушить весь амбарчикъ, разобравъ его по доскамъ. Отправляясь собирать V А р х. іуб. вѣд. 1870 г., 27.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz