Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

— 47 ще смотрятъ строго. Какъ можно заключить изъ разлпчныхъ свѣ- дѣній о Лопаряхъ, они смотрятъ строже на преступленія, совер- шаемыя въ своей средѣ и вредящія интересамъ другъ друга, чѣмъ на такія, жертвою которыхъ дѣлается посторонній человѣкъ, обык­ новенно русскій. Причина этому сами Русскіе: они не только не внесли къ Лопарямъ цивилизующаго нравственнаго начала, но и развили въ нихъ склонность къ обману, лживость и т. п. качества. Въ этомъ читатель убѣдится прочтя наши приложенія къ обычаямъ Лопарей. Не мудрено, что Лопари, обманываемые и разоряемые Русскими, стали наконецъ обнаруживать въ сношеніяхъ съ ними коварство и ложь—эти естественныя орудія слабыхъ и угнетае- мыхъ людей; но разъ освоившись съ этою тактикой, Лопари не могли уберечься отъ ея вліянія и въ своихъ взаимныхъ отноше- ніяхъ. Мелкія кражи, утайки, обманы, обчеты, недодачи теперь очень нерѣдкп, а если направлены прОтивъ Русскихъ, то почти и не считаются за преступленія. Между тѣмъ по словамъ автора : новыхъ и достовѣрныхъ извѣстій о Лапландцахъ въ Финмар- хіп, 1792 г., у нихъ не было ни воровства, ни драки (стр. 14). Фонъ-Пошманъ, писавшій о Лопаряхъ въ началѣ нынѣшняго столѣтія, сообщаетъ слѣдующее: „Къ чести Лопарей можно ска­ зать то, что у ннхъ воровства совсѣмъ нѣтъ; никто не имѣетъ амбаровъ и даже сундуковъ, куда бы могъ положить свой багажъ- Но Лопари, ничего не опасаясь, оленьи кожи кладутъ въ лѣсу, домашнія вещи всѣ бываютъ разбросаны и поставлены подлѣ жилья; возвращаясь домой почти черезъ полгода, Лопарь находить, что все у него е ъ цѣлости. Если понадобится Лопарю что ни есть безъ хозяина, то онъ, взявъ, оставляетъ свое клеймо1 '). Что Ло­ пари и теперь часто не имѣютъ основаній бояться воровства меж­ ду своими, видно изъ самаго способа сбереженія ими промысловъ. Они хранятся въ ыаленькихъ конуркахъ, около жилища Лопаря. Дверцы этихъ конурокъ затворяются, правда, посредствомъ дере­ вянной задвижки, но эта предосторожность направляется только противъ хищныхъ звѣрей, а не противъ злыхъ людей, которымъ ничего не стоило бы не только отворить дверь, но и разрушить весь амбарчикъ, разобравъ его по доскамъ. Отправляясь собирать V А р х. іуб. вѣд. 1870 г., 27.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz