Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

— 28 — занимаются Лопарки, а мужчины промышляютъ по лѣсамъ дпкихъ оленей, медвѣдей, лисицъ и пр. н въ этомъ промыслѣ проводятъ зиму. Между тѣмъ женщины съ помощью ребятъ исправляютъ всѣ домашнія дѣла: прядутъ ленъ и пеньку, изъ пряжи дѣлаютъ невода п сѣти, изъ сосноваго корня вьютъ веревки, которыя упо- требляютъ на тетивы къ неводамъ и сѣтямъ, вяжутъ вареги и колпаки изъ овечьей шерсти, плетутъ тесьмы, пояса и кушаки, а изъ оленьихъ кожъ гаыотъ платье; также заготовляютъ дрова і ). Очень рѣдко случается, чтобы супруги расходились вслѣдствіе семейныхъ ссоръ; въ такомъ случаѣ приданое остается при женѣ. При расходѣ дѣти раздѣляются родителями: сыновья берутся от- цемъ, дочери—матерью. 2, Юридичеекія отношенія членовъ семьи вообще. Въ лопарскомъ быту значеніе семьи преимущественно кровное. Отецъ, какъ глава, имѣетъ полную власть надъ своею семьей и всѣмъ имѣніемъ. Отъ отца, по существующему обычаю,- власть переходить къ старшему сыну, которому и подчиняется вся семья, со всѣмъ пмуществомъ и заработками. Отецъ совершенно властенъ распоряжаться и дѣдовскпмъ иму- ществомъ, за исключеніемъ тѣхъ вещей, которыя дѣдъ оставилъ внуку или внучкѣ. Родители имѣютъ полное право лишить непослу- шныхъ дѣтей наслѣдства: если сынъ отдѣлитея протпвъ воли отца, тогда не получаетъ никакой доли изъ имѣнья, кромѣ ружья и при- данаго жены. Гдѣ семья состоитъ изъ нѣсколысихъ братьевъ или дядей съ племянниками, тамъ хозяйство у каждаго свое, а имѣютъ онгі только общій столъ; иногда жь имѣютъ все общее до тѣхъ поръ, пока не замѣтятъ за кѣмъ-нибудь утайки изъ заработка, лишь замѣтятъ утайку, то тотчасъ начинается дѣлежъ. Пока живутъ вмѣстѣ, то наболынимъ считается старшій братъ, а хозяйкой—его жена. Вообще, женщина у Лопарей не пользуется болыпимъ уваже- ніемъ, что можно видѣть и изъ ихъ свадебныхъ обрядовъ, гдѣ Озерецковскт, Цутешествіе въ Колу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz