Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

— 2 2 7 — засудили бы всѣ родовита, а не одинъ старшина, такъ какъ у Самоѣдъ Тиманской и Канинской тундръ старшина есть только сборщикъ ясака, а дѣла рфшаются по голосу собранія; вообще Самоѣды очень не притязательны во взысканіи долговъ. 4). „Ежели у настоящагр;владѣльца другой займетъ лисьи или несцовыя норы, либо заборъ въ рѣкѣ или озерѣ, а прежняго вла- дѣльца къ тому не допустить,—то староста, въ случаѣ жалобы? принуждаетъ виновнаго весь причиненный имъ убытокъ обижен­ ному вознаградить". Это относится къ Болынеземельскимъ Оа- моѣдамъ. 5) „Ежели кто изъ поставленной въ тундрѣ чужой ловушки тайно вынетъ песца или другого звѣря и хозяинъ ловушки, узнавъ о виновномъ, объявить старостѣ, то сей нослѣдній, но обличеніи виновнаго, принуждаетъ его удовлетворить обпженнаго вдвое. 6) „Ежели Самоѣдинъ что украдетъ и въ томъ сознается или будетъ изобличенъ, то староста приказываетъ виновному удовле­ творить обиженнаго также вдвое". 7) „Поелику каждый Самоѣдинъ имѣетъ обычай употреблять для себя собственное клеймо въ видѣ именнаго или другаго знака, которымъ клеймить своихъ оленей, а къ договорамъ и другимъ бумагамъ прикладываетъ оное вмѣсто рукоприкладства,—то тайно нереклеймпвшій чужаго оленя, то-есть, изъ чужаго клейма сдѣлавшій на оленѣ свое, присуждается старостою отдать обиженному вдвое, то-есть вмѣсто одного—двухъ, вмѣсто десяти—двадцать и т. п.“ 8) „Ежели сойдутся олени разныхъ хозяевъ, одно стадо съ другимъ, и хозяинъ или заступающій его мѣсто перегонять изъ чужаго стада въ свое и присвоить одного или нѣсколькихъ оленей, то староста присуждаетъ виновнаго заплатить за то обиженному вдвое". По свндѣтельству священника Синцова, дѣла по послѣд- нимъ четыремъ статьямъ возникаютъ главнымъ образомъ не у Са- моѣдовъ между собою, а у Самоѣдовъ съ Русскими. Онъ говорить также, что обычай уплачивать обиженному вдвое не есть чисто самоѣдскій, а прививается къ Самоѣдамъ искусственно правилами устава; но онъ, кажется, ошибается. Сколько намъ извѣстно, это коренной, древній обычай Самоѣдъ, какъ они сами свидѣтель- ствуютъ, и справедливость его они отстаиваютъ твердо. Необхо­ димость вознаграждать обиженнаго двумя оленями вмѣсто одного' *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz