Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

2 2 2 — оленей, доходи съ которыхъ пдутъ въ пользу церкви и священ- никовъ. Такъ въ Колпинской церкви, приходѣ Болыпеземельскихъ Самоѣдовъ. образовался было порядочный капиталъ, до 10-ти ты- сячъ рублей, и стадо оленей въ нѣсколько тысячъ, пожертвован- ныхъ Самоѣдами въ нрелшія времена, когда они находились въ лучшемъ экономпческомъ положеніп, чѣмъ теперь ’). У Самоѣдовъ-язычниковъ отиравляютъ богослуженіе и другіе религіозные обряды ихъ жрецы-тадибеп, которые вмѣстѣ съ тѣмъ служатъ и знахарями. Званіе тадибея считается иаслѣдственннмъ; никто не можетъ быть тадибеемъ, если не происходить изъ рода тадибеевъ. Это званіе наслѣдуется какъ мужчинами, такъ и жен­ щинами; впрочемъ, женщины наслѣдуютъ его только въ такомъ случаѣ , если нѣтъ наслѣдниковъ мужчинъ 2). Т адибеи , по понятіямъ Самоѣдовъ, могутъ сноситься съ духами и вызывать ихъ посредствомъ особыхъ обрядовъ, называемыхъ битьемъ к у ­ десь-, въ ихъ сверхъестественную власть вѣрятъ и крещеные Самоѣды, а отчасти и Русскіе. Тадибеи, съ своей стороны, ста­ раются всѣми силами Поддерживать свое значеніе, которое при­ носить имъ- матеріа-льныя выгоды. Бъ своей долгой практикѣ они выработали многіе пріемы, фокусы, которыми удачно пользуются, чтобы морочить своихъ иевѣжественпыхъ поклонниковъ; напримѣръ, онп пронзаютъ себя ножемъ, продѣваютъ чрезъ себя ремень и т. п. Кромѣ того, самый парядъ тадибея, торжественность обра- довъ и его заученные пріемы—все это разчитано на то, чтобы производить предрасполагающее впечатлѣніе. Тадибеи, впрочемъ не всегда только шарлатаны; иногда они и сами вѣрятъ въ свою силу, какъ вѣрятъ въ нее ихъ поклонники-Самоѣды н даже Русскіе. Вотъ доказательство того, какъ эти послѣдніе вѣрятъ въ тади­ беевъ: одинъ мезенскій крестьянинъ выстрѣлилъ въ тадибея въ увѣреиности, что пуля должна отскочить отъ него, какъ ду- маютъ Самоѣды, и разумѣется, убилъ наповалъ. Самоѣды обра­ щаются къ тадибеямъ за помощью для излѣченія отъ болѣзней и за различными предсказаніями, напримѣръ, о томъ, будетъ ли ѵспѣшенъ промыселъ, и т. п.; въ случаѣ покражи, просятъ J) А р х. Губ. Вѣд. 1868 г., № 103. 2) Ар х. Губ. Вѣд. 1849 г., № 12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz