Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

— 2 1 1 — шенія супружеской вѣрности которымъ-либо изъ сѵпруговъ, и потому повивальная бабка, при родахъ, требуетъ отъ той и другой стороны сознанія, которое и дѣлается какъ женою, такъ и му- жемъ; этотъ обычай даетъ мужу средство узнать о проступкѣ жены. О самоѣдскнхъ тадибеяхъ, то-есть, пхъ жредахъ и знахаряхъ, и о связи ноддерживаемыхъ ими преступленій съ суевѣріями, бу­ детъ сказано въ отдѣлѣ: „Общественный бытъ и расправа". Вреднѣе всего вліяетъ на благосостояніе Самоѣдовъ пьянство, поддерживаемое и распространяемое Русскими и Зырянами. О значепіи водки при торговыхъ сдѣлкахъ и о томъ прнмѣненіи ея прп торговлѣ, какое дѣлаютъ Русскіе и ижемскіе торговцы, было говорепо выше. По словамъ священника I. Синцова, Самоѣды Болыпеземель- ской тундры не такъ склонны къ вину, какъ Самоѣды Канинскон и Тиманской тундръ, и если замѣчаготъ, что Русскій, развозящій по тундрѣ вино, обираетъ кого-либо изъ нихъ, то они вступаются за обиженнаго, отбираютъ у Русскаго вино и запрещаютъ ему впредь являться въ тундру съ нимъ. Между тѣмъ Самоѣды Ти- манскои и Еанинской тундръ не любятъ тѣхъ Русскихъ, которые пріѣзяшотъ къ нимъ безъ вина, а видя вино въ рукахъ Русскихъ, стараются его пріобрѣсть во что бы то ни стало, давая за него товару, сколько Русскій потребуетъ. Вслѣдствіе того они пропи- ваютъ постоянно все, что имѣютъ, и дѣлаются все бѣднѣе и бѣд- нѣе. Однакожь бывали примѣры и въ Канинской тундрѣ, что Са- моѣды, узнавъ, что строго запрещено ввозить вино въ тундру, давали себя напоить, но когда дѣло приходило къ разсчету и бою оленей, то они, бросившись на Русских-^ и ихъ стращая тѣмъ, что свяжутъ и представятъ въ судъ, заставляли ихъ отказаться отъ всѣхъ притязаній на долги и возвратиться скорѣе домой, сами же допивали остальное вино О- Не смотря на нѣкоторыя свои дурныя качества, Самоѣды, бу­ дучи еще въ язычествѣ, выработали себѣ нравственныя правила, которыя, по словамъ архимандрита Веніамина, словесно переда­ ются отъ родителей къ дѣтямъ, а отъ тадибеевъ, ихъ жрецовъ и *) Иславинъ, стр. 82.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz