Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

— 2 0 8 — ступленій указываетъ сдѣдующій разговоръ Кастрена съ Самоѣди- номъ Болыпеземельской тундры, приводимый знаменитымъ путеше- ственникомъ: „Ты богатъ оленями, другъ мой! Богатъ ли ты и женами?1 спросилъ я Самоѣдина,. „Теперь у меня двѣ жены, прежде у меня было ихъ три, но третью я отправилъ къ ея отцу11, отвѣ- налъ онъ. „Скажи мнѣ, братецъ, зачѣмъ ты это сдѣлалъ?1 про- должалъ я. „Она родила сына, который былъ не мой“, сухо от- вѣчалъ Самоѣдинъ. „Знаешь ли ты обольстителя?" спросилъ я далѣе. „Еслибъ я зналъ его, то ей-Богу, копье мое проткнуло бы ему сердце1, вскричалъ, разъярившись, Самоѣдинъ. Самоубийства также случаются между Самоѣдами, мужчины пре­ имущественно стрѣляются, женщины давятся. Причиною само- убійствъ, особенно для женшднъ, служить несчастная семейная жизнь. Изъ преступленій противъ собственности самое распространен­ ное есть кража оленей. Другіе виды кражи менѣе распространены, и Самоѣды во многихъ случаяхъ являются людьми, очень умѣю- щимп уважать неприкосновенность правъ своихъ ближннхъ. На- примѣръ, во время промысловъ, чумъ остается въ тундрѣ безъ хо­ зяина, но съ вещами его, сложенными на саняхъ, и никто ихъ не тро- нетъ.Объ этомъ обычаѣ г. Шренкъ сообщаетъ слѣдующія подробно­ сти: „На одномъ холмѣ мы нашли 6 еанокъ, нагружепныхъ до верху различнымъ имуществомъ и прикрытыхъ отъ сырости оленьими шкурами, оставленнымп въ тундрѣ. У Самоѣдовъ, у которыхъ до­ машнее хозяйство состоитъ главнымъ образомъ изъ одежды, дѣлае- мой изъ оленьихъ шкурь, и покрышекъ для чумовъ, есть обычай эти предметы, какъ не употребляемые въ лѣтнее время, складывать въ сани, а сани оставлять въ окрестныхъ мѣстахъ, и притомъ безъ всякой стражи. Хозяинъ нисколько не заботится объ остав- ленномъ; только мирный деревянный божокъ, поставленный на сани, защищаетъ имущество отъ всякаго Самоѣда. Этотъ обычай мо­ жетъ служить доказательствомъ удивительной честности сѣверныхъ Самоѣдовъ, потому что нѣсколько времени тому назадъ рѣши- тельно нельзя было услышать, чтобы такой складъ былъ разграб- ленъ Самоѣдиномъ, и еслибъ онъ это сдѣлалъ, то ожидалъ бы всякихъ бѣдствій, какъ справедливой кары неба, на свою виновную голову. Теперь этотъ обычай становится рѣдкпмъ въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz