Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

рыя должны довольствоваться объѣдками *). Даже русская жен­ щина, болѣе чистая,' по понятіямъ Самоѣдовъ, не можетъ раздѣ- лять пиршества съ мужчинами. Кастренъ, присутствовавши на самоѣдской свадьбѣ съ женой священника, разказываетъ, что онъ едва могъ убѣдить хозяина чума, чтобы тотъ пригласилъ и его спутницу пить чай выѣстѣ 2). Когда мужчина пьетъ водку, Самоѣдка, такая же страстная охотница до нея, только смотритъ ему въ глаза и ждетъ, не удѣлитъ ли онъ ей хоть немножко 3). Будь Самоѣдка матерью, женой иш дочерью—всегда ея положеніе тяжело и полно унизительной зависимости отъ мужчины, который столько ей обязанъ. Но изъ всѣхъ положеній самоѣдской женщины самое тяжелое есть положеніе жены, особенно у Самоѣдовъ-язычниковъ, гдѣ допускается многоженство. Мужъ съ женой всегда обращается грубо 4), да и не можетъ быть иначе при ихъ взглядахъ на жен­ щину. Тяжесть же положенія женъ еще увеличивается соперниче- ствомъ, которое естественно возникаетъ между ними, такъ какъ каждая изъ нихъ желаетъ преобладанія падъ прочими; мужъ обыкновенно не вмѣшивается въ дѣла своихъ женъ, предоставляя имъ самимъ вѣдаться, какъ знаютъ. Изъ женъ болыпимъ уваже- ніемъ, а слѣдовательно, и болыпимъ правомъ на власть н пре- обладаніе, пользуется первая жена. Если у Самоѣдина нѣ- сколько женъ, то онѣ чередуются между собою въ ухажи- ваніи за мужемъ. Дежурная жена должиа убирать чумъ, стлать постель, одѣвать и раздѣвать мужа, сушить люпты (родъ обуви) и проч.; дежурство нродолжается обыкновенно недѣлю 5). Само- ѣдская женщина такъ свыклась со своимъ положеніемъ полной зависимости, такъ мало пмѣетъ понятія о чемъ-либо лучшемъ, что для нея угодить мужу есть главная цѣль жизни, первый предметъ ея мыслей, заботъ и желаній. Сама она совершенно обезличивается, теряетъ даже снособность самостоятельно желать и чувство­ вать, чтб очень хорошо видно изъ слѣдующаго разказа Кастрена: Этотъ путешественникъ взялъ для изученія самоѣдскаго языка *) Иславинъ, стр. 35. 2) Кастренъ въ Современникѣ 1846 г. № 10. 8) Кастренъ въ Совремепникѣ 1845 г. № 7. 4) Иславинъ, стр. 130. 6) Отчетъ комашссіи по изслѣдованію Печорскаго края. — 1 8 6 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz