Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

— 1 8 5 — Женщина, какъ существо нечистое, не можетъ присутствовать въ чумѣ, гдѣ тадибей (шаманъ) прпготовляетъ свой пензеръ (вол­ шебный барабанъ). Она не можетъ присутствовать при обрядѣ жертвоприношеній и ѣсть мяса жертвеннаго животнаго, а также не можетъ прикасаться къ божку. Имъ также воспрещается ѣсть мясо тѣхъ жпвотныхъ, которыя считаются у Самоѣдовъ священ­ ными, напримѣръ, медвѣдей ‘)- Если у язычниковъ Самоѣдовъ приходилось женщпнѣ переѣзжать черезъ священную рощу, то чтобы не осквернить ее, женщина должна была, прежде всту- пленія въ эту рощу, сорвать лоскутокъ сукна съ своей одежды, пуговицу или какое-нибудь другое украшеніе и привѣсить на дерево. Крещеные Самоѣды, само собою разумѣется, не соблю- даютъ многихъ изъ этихъ обрядовъ, имѣющихъ мѣсто только у язычниковъ, отстаютъ также и отъ обычая окуривать будто бы опоганенныя женщиною вещи, но все-таки продолжают!, считать женщину нечистою. Особенно же нечистою считается родильница. Для нея ставится особый чумъ, который называется сямпй мядико, то есть, поганый чумъ. Въ этотъ чумъ никто не входитъ, кромѣ родильницы и женщины, исправляющей обязанность повивальной бабки, которыя папротивъ не выходятъ изъ него, пока не очистятся, обмывшись іцелокомъ изъ березовыхъ губокъ 2). Еслн нѣтъ особаго чума, то женщина родитъ и въ общемъ, но тогда бабка очпщаетъ и чумъ, и людей, находящихся въ немъ, кропя водой, въ которой сварена березовая губка. Въ продолженіе восьми недѣль родиль­ ница считается столь нечистою, что не можетъ даже раздѣлять пищи съ мужсмъ. Когда прондетъ этотъ срокъ, ее окурпваютъ оленышъ са- ломъ или верескомъ, а чумъ иеренослтъ на другое мѣсто. Если жен­ щина случайно родила въ саняхъ, то тѣ сани сяшгаются; олени, которые были впряжены, убиваются, а мясо ихъ отдается соба- камъ 3). Вообще, положепіе самоѣдскихъ женщинъ очень тягостно и унизительно. Онѣ не могутъ далее принимать участія въ пирше- ствѣ своихъ муяеей: если заколютъ оленя, то мулгчины сначала насыщаются, а потомъ приступаютъ къ транезѣ жепщины, кото- х) Шренкъ, I, стр. 407 и 408. 2) Иславинъ, стр 121. 3) Лепехинъ , стр. 116—117.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz