Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.
рой такъ много, что имъ не приводится никогда сидѣть безъ дѣла, тогда какъ кужчпны проводить все время, свободное отъ промысловъ, совершенно праздно. Женщины приготоиляготъ пищу, чистятъ посуду, заготовляютъ дрова, разводятъ огонь, запасаютъ воду, въ свободное время обдѣлываютъ оленьи шкуры, шыотъ чумы, мужское и женское платье всякаго рода, выдѣлываютъ мягкую рухлядь и т. п. Часто также помогаютъ мужьямъ и на морскнхъ нромыслахъ і). Но не смотря на то, что деятельность женщины такъ суще ственно необходима и важна для поддержанія хозяйства Само- ѣдпна, сама женщина не пользуется никакпмъ уваженіемъ со сто роны мужчины. Она считается существомъ нисшпмъ, далее нечи- стымъ, поганымъ. Во мпогихъ самоѣдскихъ обычаяхъ выражается презрѣніе къ женщннѣ. Она не можетъ нерехо іить за черту си- никуя (священное мѣсто, напротивъ дверей, занимаемое божкомъ), а должна обходить это мѣсто, какъ бы ни былъ обходъ этотъ неу- добенъ. Переступить черезъ синпкуй значить опоганить святыпю, и самоѣдскія женщины строго чтутъ этотъ обычай. Нарушеніе его непремѣнно навлекло бы, но пошітіямъ Самоѣдовъ, какую-ни будь бѣду, и предупредить ее можно только, бросивъ въ си- ниісуй горящій уголекг, такъ какъ „огонь все очищаетъ1 2)» Еще больше удерживается Самоѣдка, чтобы не переступить черезъ огонь; переступленіе это было бъ еще болыпимъ несча- стьемъ, такъ какъ огонь пользуется у Самоѣдовъ болыивмъ уваже • ніемъ. Вообще всякая вещь, черезъ которую переступить женщи на, считается нечистого и должна быть окуриваема для очищенія ве- рескомъ или оленьпмъ саломъ. Если женщина перейдетъ дорогу, по которой Самоѣдинъ-язычникъ везетъ сани со своими божками, то онъ возвращается и объѣзжаеть то мѣсто, по которому прошла женщина. Постель, на которой епптъ женщина, считается нечистого; самыя сани, на которыхъ перевозятся женскія постели, считаются до того погаными, что ни одинъ Самоѣдинъ не сядетъ на нихъ, а если бы прнсѣлъ Русскій, то надъ нимъ смѣются и называютъ поганымъ 3). х) Лепехтъ, стр. 117; Иславинъ, 33. 2) Иславинъ, стр. 33. 3) Лепехинъ, стр. 115—117: — 1 8 4 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz