Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

2. Юридичсѳсвія о тнош ен ія членовъ семьи вообще. Самоѣды-язычники не знаютъ ни именъ, ни фамнлій, а имѣ- ютъ только прозвища. Прозвища совершенно зависятъ отъ произ­ вола родителей даже стороннихъ людей и даются болѣе со­ ображаясь съ замѣченными въ младенцѣ особыми свойствами или недостатками, съ мѣстомъ рожденія его или же съ событіями, со­ провождающими его на свѣтъ. Г. Иславинъ приводить въ прпмѣръ слѣдующія прозвища, мужскія: Ачеканъ—ребенокъ, Ненчійко—че- ловѣкъ, Тарко—мохнатый, Барми—черный, Ваталя—лишній, Нья- руэн—бѣлый, Яргадъ—плакса, Ханю—мерзлый, Тагана—хворый, Сармикъ—волкъ, потому что оказался воромъ, Тенеко—лисичка, потому что родился въ день счастливаго улова лисицъ, Пайга— пеледь, потому что въ этотъ день былъ обильный уловъ пеледей, Мюсь—обозъ, потому что родился во время слѣдованія по тундрѣ оленьихъ обозовъ, Немзя— потому что въ день рожденія ребенка пріѣхалъ въ чумъ Кастренъ, котораго во всемъ Печорскомъ краѣ не иначе звали какъ Нѣмецъ; женскія имена: Солоне—глупая, Нюкце—дитя, Нѣко—дѣвка, Пирпбтѣ—дѣвица, Майда—хромая, Янчей—кривая. Крещеные Самоѣды носятъ обыкновенно два имени: русское и самоѣдское, а некрещеный Самоѣдъ, если богатъ, вмѣ- няетъ себѣ въ особую честь, когда Русскій дастъ ему русское имя; тогда онъ считаетъ его крестнымъ отцомъ своимъ и ежегодно да- ритъ лучшаго оленя изъ стада '). Въ оффиціальныхъ бумагахъ обыкновенно крещеные Самоѣды пишутся только нменемъ и отче- ствомъ, иногда и фамиліей, или нменемъ и родомъ, напри- мѣръ Иванъ Васильевъ, Петръ Михайлову Ардѣевъ, Григорій Васпльевъ роду Выучепскаго, Савва Хатанзей—Тысьи, Анна Логейская и т. п, Самоѣды живутъ небольшими семьями, такъ какъ они очень любятъ дѣлиться. Сколько-нибудь состоятельный отецъ, послѣ же­ нитьбы сына, тотчасъ старается отдѣлить его въ особый чумъ. Иногда отдѣлившіеся живутъ своимъ совершенно особеннымъ хо- зяйствомъ; иногда же, хотя и отдѣляются въ особый чумъ, но продолжаютъ составлять общую съ родителями семью, имѣютъ съ ними общій трудъ, домоводство и пропитаніе. — 1 8 2 — !) Иславинъ, стр. 122-123.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz