Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

— 18 1 — дѣтей, которыхъ вггрочемъ, черезъ два дня также забрали... Во всякомъ случаѣ, онъ не намѣренъ былъ лишать себя жизни, потому что самоубійцы наносятъ себѣ ударъ въ болѣе опасную часть тѣла чѣмъ пятка1 Далѣе г. Гофманъ, разказываетъ слѣдующее: „Во время пребыванія на р. Ойо одна женщина Самоѣдка подошла ко мнѣ съ переводчи- комъ и принесла на своего мужа жалобу, въ томъ, что онъ воръ, мо- шенникъ и большой негодяй, который колотить ее, не жалѣя ни ея, ни дѣтей, такъ что оставаться у него долѣе тяжело для ея совѣсти, не говоря ужь о непріятности побоевъ, и потому она про­ сить меня позволять ей бросить его. Это было требованіе совер­ шенно противоположное карскому: тамъ я должепъ былъ соеди­ нять, здѣсь разлучать. Я велѣлъ сказать ей, что не могу ничего ни позволять, ни запрещать, но думаю, что она, по всѣмъ прави- ламъ, можетъ оставить мужа, если онъ колотить ее. Она поже­ лала, чтобъ я далъ ей этотъ отвѣтъ на бумагѣ; это мнѣ показа­ лось слишкомь по цивилизованному, и я, чтобъ узнать причину такого желанія, спросилъ ее, отчего она больше затрудняется раз­ лукою съ мужемъ, нежели прочіе земляки ея. На это она отвѣ- чала съ совершенною наивностью: мы оба окрещены и обвѣнча- лись въ церкви, иначе я никого не стала бы просить о разводѣ; меня и теперь хочетъ взять къ себѣ другой. Это послѣднее обсто­ ятельство, вѣроятно, было гораздо побудителыіѣйшею причиною къ настоящей ея просьбѣ, чѣмъ тяжелые кулаки ея мужа и ея чув­ ствительная совѣсть; но мнѣ было утѣшительно узнать, что уси- ліями миссіи положена наконецъ нѣкоторая преграда нравствен­ ной необузданности этого полудикаго племени1'. Еще тотъ же авторъ сообщаетъ: „неразрывные браки Само- ѣдамъ язычникамъ неизвѣстны. Жена оставляетъ мужа, если ей другой понравится больше; мужъ прогоняетъ жену и ребенка изъ своего чума и не заботится о ихъ участи, если только можетъ замѣнить ее другою. Этимъ-то и объясняется, почему они боятся крещенія: оно положило бы на нихъ неразрывные брачные узы. Еще до брака обращеніе между собою двухъ половъ не возбранно, и на дѣвушекъ, выростающихъ безъ ребенка, смотрятъ съ нѣко- торою недовѣрчицостыо" ’). *) Сѣвервый Уралъ Гофмана, II, 152, 158 и 206.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz