Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.
— 1 7 6 - Пируютъ п у жениха, и у невѣсты. Особенно торжественно справляется день на канунѣ окончательная заключенія брачнаго союза. Вотъ какъ описываетъ обряды этого дня и слѣдующаго Ленехинъ, пзучавшій быть Самоѣдовъ еще въ прошломъ столѣтіи: Женихъ, собравъ своихъ родствепниковъ и пріятелей, нріѣзжаетъ къ невѣстѣ. Всѣ входятъ въ чумъ подъ предводительствомъ свата. Женщины, сидящія по обѣимъ сторонамъ входа, не пускаютъ го стей, пока сватъ не бросить им у по лоскутку сукна или чего-либо другаго. Затѣмъ всѣ усаживаются по мѣстамъ. Между, тѣмъ хо зяинъ давитъ оленя: мясо его варить для гостей, а кожу отдаетъ свату. Потомъ начинается пиршество. Всѣ присутствующее уго щаются виноиъ; первая чарка принадлежите свату, вторая жениху и невѣстѣ, а дальше, прочимъ гостямъ по порядку. Послѣ того принимаются за ѣду: нѣсколько кусковъ мяса подается особенно жениху и невѣстѣ, которые, и ѣдятъ его вмѣстѣ. По окончаніи пиршества всѣ гости расходятся на ночлегъ по своимъ, чумамь.,. только одинъ женихъ остается въ чумѣ у невѣсты, не имѣя надъ нею однакоже никакихъ суиружескихъ правъ. На другой день уѣзжаетъ онъ въ свой чумъ и носылаетъ мать или старшую изъ родственницъ за невѣстой. Отецъ и мать невѣсты приготовляютъ дочь къ жениху, укладываютъ въ сани приданое, запрягаютъ оле ней, которые всегда бываютъ изъ числа жениховыхъ, выбранныхъ по одному изъ каждиго десятка подъ приданое съ наддачею одного за котелъ, полученный съ оленями отъ жениха.. Когда невѣста пріѣзжаетъ въ чумъ жениха, то ее встрѣчаютъ родственницы и знакомыя; онѣ Становятся въ два ряда, между которыми проѣз- жаеть свекровь, а за нею невѣста на двухъ отдѣльныхъ, но свя- занныхъ между собою саняхъ. Между тѣмъ, стоящія по сторонамъ женщины бросаются къ санямъ невѣсты со словами: „оачѣмъ лежишь? Сиди прямо: отецъ жив'ъ и мать жива“, хватаютъ .ее за лицо, говоря: „Пригоже лицо“ . Такимъ образомъ свекровь прово зить невѣсту три раза вокругъ чума, затѣмъ уводить въ чумъ и вручаетъ своему сыну, чѣмъ и оканчивается свадьба. Съ этого дня начинается у Самоѣдовъ общее ложе, если оба лица находятся въ совершенномъ возрастѣ. Въ противномъ же слѵчаѣ бываетъ запрещеніе на годъ и болѣе.—Г. Иславинъ, изучавшій Оамоѣдовъ въ половинѣ нынѣшняго вѣка, описываетъ обряды, сопровождаю-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz