Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.
— 1 6 6 — ряженія, а не правила или сводъ ихъ управленія или законъ, исте- кающій изъ ихъ природнаго ума“. Такимъ образомъ, черезъ административное преобразованіе 1835 г. и изданіе устава, Самоѣды получили самоуправленіе, са- мосудъ и другія важныя льготы, какими не пользуются и не поль зовались никогда прочіе инородцы Архангельской губерніи. Преи мущество, отдаваемое Самоѣдамъ въ этомъ отношеніи, можно объ яснить тѣмъ, что они, какъ народъ вполнѣ кочевой и столщій сравнительно съ прочими инородцами на низшей ступени умствен- наго развитія, народъ, особенности котораго еще далеко не сгла дились, не можетъ такъ легко и безъ вреда для себя подчиниться общішъ порядкамъ, которые сложились при совсѣмъ иныхъ жиз- ненныхъ условіяхъ. Что Самоѣды не такъ легко подчиняются влія- нію русскаго элемента, какъ прочіе инородцы, видно ужь изъ того факта, что они крещены только въ недавнее время, въ началѣ настоящаго вѣка, и еще теперь есть часть Самоѣдовъ-языч- никовъ въ Болыпеземельской тундрѣ, да и крещеное большин ство только считается крещенымъ, между тѣмъ какъ на самомъ дѣлѣ вполнѣ сохраняете свои языческія традиціи, нѣсколько ви- доизмѣненныя подъ вліяніемъ христіанства. Хотя Самоѣды сохранили, благодаря естественнымъ условіямъ быта, свой національный характеръ, все-таки долгое соприкосно- веніе съ Русскими, неблагопріятное для нихъ въ экономическомъ отношеніи, повліяло на смягченіе ихъ нравовъ. Вотъ что говорите священникъ I. Синцовъ о сибирскпхъ Самоѣдахъ-Карачеяхъ, которые не затронуты постороннимъ вліяніемъ и сохранили вполнѣ свою самобытность: „Карачеи сторонняго человѣка бѣ- гаютъ и гостя у себя въ чуму не любятъ: они подозрительны къ чужимъ и недружелюбны между собою. Богатые Карачеи дер жать у себя бѣдныхъ не иначе какъ работниками, которые дол жны на нихъ усердно работать, единственно изъ-за хлѣба. У нихъ есть родъ рабства. Богатый и сильный нападаетъ съ своими рабо чими на родовича своего, менѣе сильнаго, отнимаетъ у него пожитки и оленей, порабощаете его и ert) рабочихъ. Богачъ Карачеи своего работника за непослушаніе или за какой-нибудь проступокъ нака зываете, какъ хочетъ, или бросаетъ его на пустомъ мѣстѣ безъ пищи на произволъ судьбы1'. Вѣроятно, рабство было прежде и у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz