Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.
— 10 - города, перешли подъ власть Московскаго государства. Покоривъ Лопарей, Русскіе озаботились такзке сдѣлать ихъ участниками своей цивнлизаціи черезъ передачу имъ христіанской религіи. Распро странялось христіанство между Лопарями довольно медленно, и только съ XYI вѣка можно считать его вполнѣ утвердившимся, именно съ того времени, когда были посланы отъ Лопарей старѣй- шины къ великому князю, съ просьбою дать имъ учителей христі- анства. Распространен^ и утвержденію христіанства между Лопа рями много содѣйствовало вліяніе Соловецкаго монастыря, а также иниціатива частныхъ лицъ, особенно иноковъ, которые жертвовали своею жизнью, посвящая ее труда,мъ миссіонерской дѣятельности между дикарями. Лопари не забыли этихъ людей, ставившихъ цѣлью своей жизни ихъ благо: память св. Трифона, самаго ревност- наго изъ просвѣтителей, жившаго и дѣйствовавшаго около поло вины XYI столѣтія, пользуется до сихъ поръ ихъ благоговѣйнымъ уваженіемъ. Но вѣроятно, св. Трифонъ сознавалъ, что недоста точно окрестить Лопарей, чтобы сдѣлать ихъ христіанамн. Хри- стіанская идея не могла найдти достаточной подготовки къ ея вос- пріятію въ этихъ дикаряхъ, и потому, чтобы сдѣлать ихъ дѣй- ствительно христіанами, необходимо было имѣть возможность дѣй- ствовать на нихъ постоянно въ духѣ христіанской релпгіи и нрав ственности, и не только словомъ, но и дѣломъ, такъ какъ для дикаря фактъ всегда краснорѣчивѣе всякихъ поясненій и разсужде- ній. Поэтому-то св. Трифонъ основалъ въ странѣ Лопарей, на рѣкѣ Печенгѣ, монастырь, очень извѣстный въ исторіи края подъ име- немъ Печенгскаго. Но оправдались ли разчеты основателя? Что сдѣлалъ монастырь для блага ^ѣхъ, кому онъ долженъ былъ слу жить? ІІомогъ ли онъ имъ въ развитіи ихъ понятій и въ вытекаю- щемъ оттуда улучшеніи ихъ быта, научилъ ли вносить больше правды въ ихъ отношенія къ людям® Къ сожалѣнію, исторія не даетъ благопріятныхъ отвѣтовъ на эти вопросы. Печенгскій мона стырь имѣлъ на Лопарей вліяніе прямо противоположное тому, какого ожидалъ отъ него его основатель. Прежде всего монастырь ввелъ въ жизнь Лопарей новый, неизвѣстный еще имъ элементъ, идущій прямо въ разрѣзъ христіанскому ученію любви и братства, именно—крѣпостное право. По просьбѣ монаховъ два лопарскіе погоста—Печенгскій и Мотовскій были закрѣплены за монастыремъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz