Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии/ сост. А. Ефименко. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 231 с.

- 1 0 0 — нругн расходятся въ разныя стороны въ качествѣ искателей ра­ боты. Таковы въ болыпинствѣ случаевъ послѣдствія принужден- наго брака. Что же касается меньшинства случаевъ, меньшин­ ства самаго незначительнаго, 'именно когда соединяются другъ съ другомъ особенно мягкія и добродушныя натуры, которыя наконецъ свыкаются и живутъ мирно и согласно, то это—счастли- выя исключенія. Если почпнъ въ дѣлѣ вступленія въ бракъ нринадлежитъ мо­ лодому человѣку, то онъ, прежде всего, обращается къ той дѣви- дѣ, на которую палъ его выборъ, и самъ лично или черезъ довѣ- ренное лицо подговариваетъ ее сдѣлаться его женою. Если полу­ чить рѣшительный отказъ, то обращается съ предложеніемъ къ другой. Когда же дѣвица изъявить согласіе на его предложеніе, то иногда онъ беретъ отъ нея, какъ залогъ, платокъ или какую- нибудь другую вещь, и тогда только сообщаетъ своимъ родпте- дямъ, что онъ намѣренъ жениться. Избравъ для этого удобный случай, онъ падаетъ имъ въ ноги и проситъ благословенія, при­ говаривая: „Благослови, батюшка, благослови, матушка, жениться11. Но недостаточно еще испросить согласія у родителей; необходимо также обратиться за нимъ и къ другимъ членамъ семьи, какъ-то: братьямъ, сестрамъ, и ко всѣмъ, живущимъ въ домѣ. Форма обра- щенія та же самая; кланяется въ ногп, приговаривая: „Благословп (такой-то) жениться11. Такимъ же образомъ женихъ испрашиваетъ благословенія священника, къ которому является тогда, когда по­ лучить согласіе и благословеніе всѣхъ вышеупомянутыхъ лицъ, и непремѣнно съ какимъ-нибудь подаркомъ. Свадебъ безъ согласія и благословенія родителей нынѣ совер­ шается мепыпе; прежде, какъ помнятъ старики, часто воровали | и увозили невѣстъ. Причиной убѣга и увоза невѣстъ служить •' чаще всего неравенство состояній жениха и невѣсты. Если моло­ дые люди нравятся другъ другу, но невѣста богата, а женихъ бѣденъ, то родители ея обыкновенно противятся браку, и тогда невѣста уходить тайно къ жениху. Черезъ пѣсколько времени они вмѣстѣ являются къ родителямъ, которымъ заявляютъ, что ихъ теперь уже поздно разлучать, просятъ прощенія. Иногда родители про- щаютъ; въ такомъ случаѣ, послѣ примиренія, празднуется свадьба, и невѣстѣ отдается ея приданое. Но иногда родители не отдаютъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz