Дурылин, С. Н. За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке/ Сергей Дурылин. – Москва : Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1913. – 118, [1] с.: ил. – (Библиотека И. Горбунова-Посадова ; № 283).

— 64 — Подъ вл 1 яшемъ же христианства, заметнымъ, можетъ-быть, уже въ ту пору, когда сами лопари не были еще крещены, лопари включили въ число своихъ боговъ еще Радд 1 енъ-Шедде, единственнаго сына верховнаго божества, котораго звали отцомъ— Радд 1 енъ-Атч 1 е (Атч 1 е— отецъ). Духи, подвластные нойдамъ, обратились въ обыкновенныхъ чертей, Радд 1 енъ-Юедде сталъ почитаться твордомъ Mipa, по­ тому что ему поручилъ дело м1ротворешя отецъ, Рахцценъ- Атч 1 е. Первый пропов£довалъ хрисйанство русскимъ лопарямъ преподобный Трифонъ Печенгскш, по происхожденш еврей, пришедшШ въ Лапландш въ самой середине X V I столет 1 я. Въ 1550 г. онъ основалъ монастырь недалеко отъ впадетя реки Печенги въ океанъ. Въ то же время трудился и другой просветитель лопарей, монахъ Соловецкаго монастыря, преподобный веодоритъ. Онъ изучилъ лопарсюй языкъ и на немъ пропов^довадъ лопарямъ евангел1е. При св. Трифон^ и преп. ©еодорите добровольно крести­ лось множество лопарей. Память о св. Трифоне доныне свято чтится лопарями. Исторически известно, что св. Трифонъ былъ необыкновенно кротокъ, добръ, трудолюбивъ и относился къ лопарямъ съ необычайной любовью и внимашемъ. Онъ виделъ въ лопскомъ народе черты народнаго харак­ тера, которыя, по справедливости, можно назвать хрисйан- скими: незлобивость, смиреше, простодуппе, природную до­ броту, детскую доверчивость. Лопскш народъ, всемъ сво- имъ характеромъ, былъ какъ бы приготовленъ для воспр1ят1я хриспанскаго учешя. Простыя истины любви, незлобивости, детской простоты и кротости, передаваемыя простымъ и лю- бящимъ преподобнымъ Трифономъ, были близки и понятны лопарю. Въ этомъ одна изъ причинъ успеха первой пропо­ веди среди лопарей; другая причина— въ подвижнической жизни самого преп. Трифона, строго соответствовавшей его пропо­ веди: при голоде онъ раздавалъ лопарямъ хлебъ, лечилъ ихъ, помогалъ имъ всемъ, чемъ могъ, защищалъ ихъ отъ притесне- шй у самого московскаго правительства, нередко ходатайствуя за лопарей передъ царемъ. Со смертью преп. Трифона начались притеснения лопарей монастыремъ, первоначально построеннымъ для ихъ защиты и просвещешя. Эти притеснешя лопарей со стороны печенгскихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz