Дурылин, С. Н. За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке/ Сергей Дурылин. – Москва : Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1913. – 118, [1] с.: ил. – (Библиотека И. Горбунова-Посадова ; № 283).
— 65 — монаховъ были настолько сильны и разорительны, что не р азъ вызывали со стороны московскаго правительства вмешатель ство въ защиту лопарей: „лопскихъ угодьевъ продавать и въ оброкъ отдавать не велено". Монастырь отбиралъ у лопарей лучппя угодья, рыбныя тони, оленьи пастбища 1). Т акое отношеше просветителей къ просвещаемымъ имело печальныя п о с л е д с т я : дело хриспанскаго просв'Ьщетя остановилось, и лопари остались при двоев^рш : Сторьюн каре и ХрисГосъ получили одинаковую силу въ глазахъ ло парей, и было еще неизвестно, кто сильней—новый ли Богъ, кроткое и радостное у ч е т е котораго такъ привлекало лопа- Г Лопарскш сарай въ Разноволок£ на Имандр-fc. На крыпгё сарая сушатся оленьи рога. Съ фотографы В. В. Разевша. рей при преп. Трифоне, или старый Сторьюнкаре, хранитель лопскихъ угодШ и зверей, ныне расхищаемыхъ служителями новаго Бога. Въ наше время лопари вс-fc христ 1 ане и, какъ ни сильны еще среди нихъ некоторы е остатки язычества, какъ ни остается еще въ силе наклонность къ д в о е в е р т , какъ ни мало знаютъ они объ учеши Христа, все же во многомъ — они быть-можетъ, ближе, к ъ учешю Христа, ч ем ъ мнопе на роды, р ан ее ихъ воспринявипе истину христианства. Среди ло- 1 ) Въ изсл-Ьдованш Н. Н. Харузина „Русские лопари" приведено н-Ь- сколько документовъ, рисующихъ въ очень мрачныхъ краскахъ отноше- шя монастыря, посл'Ь смерти преп. Трифона, къ люпарямъ. За полуночнымъ содвцемъ. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz