Дурылин, С. Н. За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке/ Сергей Дурылин. – Москва : Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1913. – 118, [1] с.: ил. – (Библиотека И. Горбунова-Посадова ; № 283).
— 62 - охоты, лопарскаго помощника и покровителя. Ему лопарь при- носилъ обильныя жертвы, возвращаясь и отправляясь на охоту или рыбную ловлю, ему поручалъ лопарь хранить оле ней; чаще всего встречались лопсше идолы Сторьюнкаре. Если не могъ принести жертвы, лопарь старался хоть провести по лоску кровью на идоле или камне, посвященномъ Сторьюнкаре. Сторьюнкаре былъ богъ, но онъ еще былъ и самый могу щественный и главный сейдъ . Вера въ сейдовъ еще до сихъ поръ не исчезла у лопарей. Сейдъ (или сейде, сейте, сайво) значитъ по-ло пеки— священ ный камень и покойникъ, умершш. Лопари верили, что покойникъ превращается въ камень, а камень обращается въ духа, хотя въ то же время и ка мень остается камнемъ, и покойникъ— покойникомъ. Почитая покойниковъ, умершихъ родичей, веря, что они живутъ, какъ стихшные духи, лопарь почиталъ и священный камень, въ ко торый покойникъ превратился— сейдъ или сайво. Камни были разееяны всюду, такъ какъ у лопарей не было определенныхъ кладбищъ или кургановъ для погребешя. Около этихъ камней приносились жертвы въ честь усопшаго 1). Лопари, промышляв- ийе рыбной ловлей, мазали сейдовъ рыбьимъ жиромъ, испра шивая себе у сейда счастливой ловли. Охотники приносили въ жертву сейдамъ оленя. Если сейдъ стоялъ высоко на горе, достаточно было бросить въ его сторону простой камень, об мазанный жертвенной кровью. Если сейда не кормить, онъ умретъ, онъ потеряетъ власть приносить людямъ добро или зло, и не будетъ въ состоянш помогать своимъ сородичамъ и причинять вредъ ихъ врагамъ. Лопарь поклонялся и первому встречному камню, въ которомъ ему мерещился чужой сейдъ. Самый могущественный изъ сейдовъ былъ Стурро-Пасе— Сторьюнкаре; это былъ сейдъ изъ сейдовъ, и ему посвящался не какой-нибудь отдельный камень, но мнопе камни. Весь м 1 ръ былъ населенъ духами, злыми и благодетель ными. Одни умерипе превращались въ т е камни, изъ которыхъ складывался очагъ въ доме, друпе— въ дшие горные и лесные камни, третьи— превращались, восходя на небо, въ сполохи (се верное аяше), четвертые принимали образъ рыбъ, птицъ, зверей. Былъ благодетельный духъ моря Аккрувва: до-пояса человекъ, *) Теперь лопари устраиваютъ кладбища (разумеется, хриспансшя) обыкновенно около воды, при озерЪ, при р’Ьк'Ь, и почти всегда на самомъ краю берега.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz