Дурылин, С. Н. За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке/ Сергей Дурылин. – Москва : Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1913. – 118, [1] с.: ил. – (Библиотека И. Горбунова-Посадова ; № 283).

— 62 - охоты, лопарскаго помощника и покровителя. Ему лопарь при- носилъ обильныя жертвы, возвращаясь и отправляясь на охоту или рыбную ловлю, ему поручалъ лопарь хранить оле­ ней; чаще всего встречались лопсше идолы Сторьюнкаре. Если не могъ принести жертвы, лопарь старался хоть провести по­ лоску кровью на идоле или камне, посвященномъ Сторьюнкаре. Сторьюнкаре былъ богъ, но онъ еще былъ и самый могу­ щественный и главный сейдъ . Вера въ сейдовъ еще до сихъ поръ не исчезла у лопарей. Сейдъ (или сейде, сейте, сайво) значитъ по-ло пеки— священ­ ный камень и покойникъ, умершш. Лопари верили, что покойникъ превращается въ камень, а камень обращается въ духа, хотя въ то же время и ка­ мень остается камнемъ, и покойникъ— покойникомъ. Почитая покойниковъ, умершихъ родичей, веря, что они живутъ, какъ стихшные духи, лопарь почиталъ и священный камень, въ ко­ торый покойникъ превратился— сейдъ или сайво. Камни были разееяны всюду, такъ какъ у лопарей не было определенныхъ кладбищъ или кургановъ для погребешя. Около этихъ камней приносились жертвы въ честь усопшаго 1). Лопари, промышляв- ийе рыбной ловлей, мазали сейдовъ рыбьимъ жиромъ, испра­ шивая себе у сейда счастливой ловли. Охотники приносили въ жертву сейдамъ оленя. Если сейдъ стоялъ высоко на горе, достаточно было бросить въ его сторону простой камень, об­ мазанный жертвенной кровью. Если сейда не кормить, онъ умретъ, онъ потеряетъ власть приносить людямъ добро или зло, и не будетъ въ состоянш помогать своимъ сородичамъ и причинять вредъ ихъ врагамъ. Лопарь поклонялся и первому встречному камню, въ которомъ ему мерещился чужой сейдъ. Самый могущественный изъ сейдовъ былъ Стурро-Пасе— Сторьюнкаре; это былъ сейдъ изъ сейдовъ, и ему посвящался не какой-нибудь отдельный камень, но мнопе камни. Весь м 1 ръ былъ населенъ духами, злыми и благодетель­ ными. Одни умерипе превращались въ т е камни, изъ которыхъ складывался очагъ въ доме, друпе— въ дшие горные и лесные камни, третьи— превращались, восходя на небо, въ сполохи (се­ верное аяше), четвертые принимали образъ рыбъ, птицъ, зверей. Былъ благодетельный духъ моря Аккрувва: до-пояса человекъ, *) Теперь лопари устраиваютъ кладбища (разумеется, хриспансшя) обыкновенно около воды, при озерЪ, при р’Ьк'Ь, и почти всегда на самомъ краю берега.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz